Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

«Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г.» г.Москва, ул.Пятницкая, д.2/38, стр.1, 2

О компании - Блог - «Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г.» г.Москва, ул.Пятницкая, д.2/38, стр.1, 2

Объект культурного наследия регионального значения
 «Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г.»
Объект включает два строения:

1- Жилой дом с лавками, конец XVIII в., 1-я треть XIX в., 1857 г., 1880 г. (строение 1)

2 — Жилой дом с лавками, начало XIX в., 1857 г. 1880 г. (строение 2)

 В 1917-1930 гг. здесь жил русский советский художник, реставратор, искусствовед, музейный деятель, педагог И.Э.Грабарь.

История места
Домовладение находится в старейшем районе Москвы – Замоскворечье. Главной магистралью этого района всегда была улица Пятницкая, которая до XVIII века называлась Большая.

Сформировалась эта улица на границе XV и XVI веков вдоль дороги, которая вела в сторону Рязани, Тулы и Серпухова.  В этот период улицу заселяли только крестьяне и городская беднота, так как, из-за частых вражеских набегов, другие сословия жить в этом месте опасались.

Первые военные поселения, для защиты дороги, жителей улицы и всего Замоскворечья, появились в этой местности в 1535 году. Позже, около 1550 года, Иван Грозный организовал здесь еще и стрелецкие слободки (на месте нынешнего Климентовского переулка).

Военные, не имея постоянных военных укреплений, защищали Замоскворечье с помощью «гуляй-городов» или, как их еще называли — «обозов».  Это были передвижные крепости, состоящие из дубовых щитов на колесах или полозьях и повозок, которые перемещали их до места обороны.

Действовала такая защита очень эффективно. Благодаря ей, в 1591 году, удалось отразить нашествие орды Газы Гирея.

После строительства в 1591-1592 годах защитного Земляного вала в сочетании с укреплением государственности и уменьшением количества набегов, а также из-за близости Кремля и торгового Китай-города – Замоскворечье стало очень привлекательным . Сюда стали переселяться торговцы и ремесленники, так как жить рядом с центром Москвы и оживленной торговой дорогой было очень выгодно.

Стрелецкие слободки просуществовали в Замоскворечье почти до конца XVII века. Но, в 1698 году, после стрелецкого бунта, Петр I расформировал эти войска, и распорядился передать стрелецкие дворы купцам из Китай-города.

Вслед за купцами улицу стали заселять и служилые люди, в том числе и дворянского происхождения. На улице появились доходные дома, дворянские усадьбы и фабрики.
Улица развивалась как торговая, на ней всегда было очень много лавок, магазинов и мастерских.

hram-paraskevy-pyatnicy-pyatnickaya-moskva

Церковь во имя Параскевы Пятницы

В документах, относящихся к московскому пожару 1564 года, впервые упоминается церковь во имя Параскевы Пятницы. Считалось, что эта святая помогает в торговом деле. По названию этой церкви, со временем, улица и стала называться Пятницкой.

В 1922 году настоятель церкви Параскевы Пятницы был расстрелян по сфабрикованному делу, а в 1935 году была снесена и сама церковь, так как по генеральному плану Москвы предполагалось замкнуть садовое кольцо, а храм мешал строительству. План реализован не был, но церковь уже снесли. В 1943 году на ее месте была построена станция метро «Новокузнецкая». Церкви не стало, но историческое название улицы сохранилось.

Купцы и мещане Замоскворечья вели патриархальный образ жизни. Спать ложились очень рано, а чуть свет спешили в лавки и на службу. Вечером, когда торговая и рабочая жизнь замирали, садились пить чай из самовара у раскрытых окон. Из-за такой размеренности и спокойствия Замоскворечья – Москву, в целом, стали называть «большой деревней».

В Замоскворечье до сих пор сохранились очень тихие малолюдные улицы. Но улица Пятницкая никогда к таким не относилась. С давних времен и по сей день, она сохраняет свой оживленный характер.

cerkov-ioanna-predtechi-pod-borom

История домовладения

Квартал, где расположен ансамбль, ограничен Пятницкой улицей, Кадашевской набережной, улицей Большая Ордынка и Черниговским переулком, с архитектурными комплексами церкви Иоанна Предтечи под Бором и церкви Черниговских Чудотворцев Михаила и Федора.

Северная часть ансамбля (строение 1) начинается с короткого крыла здания по Кадашевской набережной. Здание имеет скругление и выходит своим протяженным фасадом на Пятницкую улицу.

Южная часть ансамбля (строение 2) примыкает к комплексу строений церкви Иоанна Предтечи под Бором, который формирует угол Пятницкой улицы и Черниговского переулка.

До первой половины XIX века в современных границах ансамбля находились дворы разных владельцев. Все строения были деревянными. Двухэтажными каменными палатами, на период 1754 года,  владела только секретарша Протопопова. Ее участок находился в южной части землевладения и граничил с землями церкви Иоанна Предтечи.

Условно ансамбль можно разделить на три части (Северную, Южную и Центральную), каждая из которых, до объединения всех строений, формировалась особым образом.

Северная часть ансамбля

В северной части землевладения (на углу Кадашевской набережной и Пятницкой улицы) до 1767 года, на государственной земле, находился Высоко-Пятницкий казённый питейный дом или «фартийная изба» (фартина – мера жидкости).

Фартийная изба находилась у старицы (старого русла) Москвы-реки, поэтому ее часто называли «Высоко-Пятницкой у канавы».  Первый этаж здания был каменным, второй этаж деревянным.

Питейные дома

Питейные дома возникли после 1547 года, во время правления Ивана Грозного, который запретил пить водку всем, кроме своих воинов-опричников. Именно для них он открыл «кабаки», где продавалось только спиртное, а закуски не подавались. Но, с середины
1550-х годов царь разрешил доступ в «кабаки» всем желающим. Такие заведения приносили большие деньги, поэтому открывать их и управлять ими могли только приближенные к государю люди.

В основном это были откупщики целовальники, то есть люди, которые за определенные плату наделялись правом взимать налоги и вносить их в казну, а также выполнять судебные и полицейские функции. Целовальниками их называли потому, что при вступлении в откупщики они давали клятву честно выполнять свои обязанности и целовали крест.

К началу XIX века откупщики утратили свои налогово-правовые функции и питейными домами стали управлять купцы-целовальники, которые клялись на кресте только в том, что не будут разбавлять спиртное.

Во время пожара 1767 года Высоко-Пятницкий казённый питейный дом сгорел, и эта часть участка долгое время пустовала. Предположительно в 1817 году землю приобрела мещанка Ф.Леонтьева. На фундаменте питейного дома она выстроила каменный со скругленным углом дом, въезд в который находился со стороны Кадашевской набережной. Дом был постоялым двором на 15 покоев.

Позже, после 1826 года, в данном строении находились позументные лавки, торгующие золотой, серебряной, оловянной и медной тесьмой, шнурами, бахромой, кистями и прочими плетеными изделиями.

arhitekturnyj-albom-kazakova-dom-glebova-pyatnickaya

Южная часть ансамбля

Южная часть ансамбля формировалась на основе двухэтажных каменных палат секретарши Протопоповой. Со временем ее владение перешло к  представителю древнего дворянского рода, коллежскому асессору Н.А. Глебову. При нем, к концу XVIII века, дом начал приобретать черты дворянской усадьбы.

Фасад главного здания был обращен к улице Пятницкой, его украшал четырехколонный портик. Дом стоял в глубине участка, а на красную линию Пятницкой выходили два одноэтажных флигеля, которые соединялись с домом полукруглыми каменными оградами. Флигели и ограды фланкировали парадный въезд в усадьбу и образовывали перед домом двор — курдонер.

Дом Н.А. Глебова был выполнен в стиле классицизм, его внешний вид представлен в «Архитектурных альбомах» великого зодчего М.Ф.Казакова.

 

Центральная часть ансамбля

Самая протяженная часть строений по Пятницкой улице в 1803 году принадлежала жене прапорщика П.П. Батальева. Все эти строения были уничтожены пожаром 1812 года. После чего землю приобрел московский купец Я.И.Юрьев, который построил вдоль красной линии Пятницкой улицы сначала деревянные дома, а к 1817 году, заменил их на одно- и двухэтажные каменные дома, где все первые этажи были полностью отданы под лавки и мастерские.

Формирование единого ансамбля – купец Федор Кузнецов

В 1842 году хозяином всего землевладения от Кадашевской набережной до участка Глебова (включительно) стал купец Федор Кузнецов. С этого времени началось формирование застройки, которая дошла до нашего времени.

Кузнецов объединил угловое здание (Кадашевская набережная — ул.Пятницкая)  и протяженную постройку по Пятницкой улице. К длинному торговому ряду он пристроил одноэтажный флигель.

К 1857 году все лавки и флигель были уже двухэтажными. У флигеля появился еще и новый двухэтажный пристрой вдоль улицы. В связи с появлением второго этажа, к зданию была пристроена галерея с лестницей.

Все здания были равны по высоте и разделялись двумя проездами. Один из проездов находился между лавками и северным флигелем дома С.Н.Глебова.

Два флигеля дома Глебова к 1857 году также преобразуются в двухэтажные строения.

К 1870 году проезд между лавками и северным флигелем Глебова был застроен. Флигель был объединен с объемом современного строения 1.

Декор всей постройки стал единым и был выполнен в стиле переходном от ампира к ранней эклектике. Окна украшены развитыми наличниками – по первому этажу рамочными, по второму этажу с сандриками. Широкие межэтажный и венчающий карнизы прерываются повторяющимися пилястрами, отбивающими некогда отдельные строения. Общий декор делает здание ритмичным и объединяет его в единое целое.

Формирование единого ансамбля – купец Василий Мещерин

Ближе к концу 1870-х годов владельцем всего участка становится купец 1-ой гильдии, богатейший промышленник, владелец знаменитой Даниловской мануфактуры — Василий Ефремович Мещерин (1833-1880).  На двухэтажной части здания можно увидеть вензель купцов Мещериных.

Проживал В.Е. Мещерин в непосредственной близости от данного землевладения. Он имел собственный дом в приходе церкви Черниговских чудотворцев Михаила и Федора. В семье Мещерина было четверо детей — сыновья Николай, Михаил, Андрей и дочь Александра.

О Мещериных

Василий Ефремович Мещерин
родился в Калужской губернии, в городе Боровске.

Свою торговлю в Москве он начал с самого обыкновенного лука. Но был настолько удачлив, что привлек своей оборотистостью внимание купца Петра Грязнова, который решил выдать свою дочь Марию замуж за предприимчивого молодого человека. Мещерин женился на Марии и получил за женой приличное приданое.

Деньги позволили ему выйти на новый уровень. Мещерин решил заняться мануфактурным товаром. Первым шагом была торговля платками в Старом гостином дворе. Дело развивалось удачно, и в 1866 году Василий Ефремович был причислен к московскому купечеству.

Далее Мещерин задумал приобрести небольшую красильню в Даниловской слободе и организовать на ее месте ткацкое производство. После того как было получено разрешение от московского генерал-губернатора, Мещерин организовал масштабное ткацкое производство полного цикла на 200 станков. Модернизация производства была постоянной. Расширялись существующие цеха, строились новые, закупалось самое современное оборудование. В результате производство разрослось до 1000 станков.

Чтобы дело успешно развивалось, при фабрике был учебный корпус, где готовили рабочих и художников. Также при фабрике были: жилые корпуса, больница, родильный дом, ясли, пекарня и даже маленький театр.

Ассортимент товаров был огромен. От носовых платков, до ковров с изображением батальных сцен. Товар расходился по всей империи. В Москве у Мещерина была сеть магазинов, а в Китай-городе он открыл крупный торговый центр «Мещеринское подворье».

В.Е.Мещерин строил и покупал дома в Москве, организовывая в них типичные подворья с магазинами в нижних этажах и жилыми комнатами в верхних этажах. Строения по Пятницкой стали одним из таких подворий.

Также Мещерину принадлежала усадьба Дугино в Подольском уезде. Имение было совсем небольшим, но очень живописным. Старший сын В.Е. Мещерина Николай был великолепным художником, он очень любил Дугино и, на определенном этапе жизни, переехал в имение навсегда.

Николай Васильевич Мещерин дружил со многими известными живописцами, такими как И.Левитан, А.Васнецов, В.Серов, И.Грабарь. Художники подолгу жили и работали в усадьбе. Н.В.Мещерин даже оборудовал две мастерские — одну для себя, другую для гостей.

Работы Н.В. Мещерина, работающего в стилях импрессионизм и пуантилизм, хранятся в Третьяковской галерее и во многих российских музеях.

Особенно дружен Николай Васильевич Мещерин был с Игорем Эммануиловичем Грабарем. С течением жизни их дружбу скрепило еще и семейное родство. Связывал их и дом на Пятницкой.

В 1880 году Василий Ефремович Мещерин решил на месте южного флигеля бывшего дома Глебова построить трехэтажный дом с подвалом. На первом этаже планировался ряд магазинов, на верхних этажах квартиры.  Дом должен был иметь проездные ворота. Проектом занимался архитектор Степанов. Предполагается, что это был Николай Николаевич Степанов, который 1884 году построил ризницу для церкви Иоанна Предтечи под бором, которая соседствовала с владением Мещерина.

Реализовать свой план Мещерин не успел, так как скоропостижно скончался в том же 1880 году. Все владение перешло под управление его старшего сына Николая Васильевича Мещерина (1864-1916). Позже хозяйством фактически управлял средний сын Михаил Васильевич, так как Николай Васильевич не имел склонности к делам и всю свою жизнь посвятил живописи.

На какое-то время стройка была отложена, но затем план был реализован, хотя и не в первоначальном варианте. В новом решении южный флигель был сохранен, но его объем был слит с лавками и надстроен третьим этажом.

С этого момента все здание от крыла по Кадашевской набережной до земель церкви Иоанна Предтечи стало единым.

Уличный фасад трехэтажного здания был выполнен в стиле поздней эклектики. Каждые два окна разделены плоскими пилястрами, наличники окон объединяют межоконные тяги. Выраженный карниз второго этажа остался на здании от южного флигеля. Под венчающим карнизом проходит фриз из филенок.

С левого края здания находилась проездная арка. С правого края парадная и черные лестницы. В трех помещениях первого этажа находился магазин, вход в который был со стороны лестницы. Сначала здесь размещался магазин экипажей братьев Крыловых, позже магазин мучной и мыльной торговли купца Смирнова.

На втором и третьем этаже были квартиры, парадные комнаты которых выходили на улицу, а спальные во двор.

В 1913 году, дочь Михаила Васильевича Мещерина, Валентина, вышла замуж за Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). И.Э. Грабарь был русским и советским художником, реставратором, искусствоведом, исследователем, просветителем, музейным деятелем. С 1913 по 1925 год он являлся попечителем Третьяковской галереи.

Семья И.Э.Грабаря проживала в доме на Пятницкой, в строении 2, на третьем этаже с (1917 по 1930 гг.) В 1926 году в этом же доме проживал брат Игоря Эммануиловича – Владимир, известный российский и советский юрист.

В советское время, на первом этаже трехэтажного здания, долгое время находился магазин № 38 «Мосовощи».

 

Кинотеатры

В период владения Мещериных, в 1897 году купчиха Белоярцева открыла в северной части здания по Пятницкой один из первых московских кинотеатров «Пятницкий электро — театр Белоярцевой».

В начале XX века хозяином синематографа стал мещанин, ювелир Абрам Гехтман, который сменил вывеску и назвал свое заведение «Большой Парижский-Пятницкий электротеатр Гехтмана» (1907-1917 гг.) При обустройстве зрительного зала на втором этаже Гехтман объединил часть второго этажа по Пятницкой с угловой частью здания. В 1907 году в здание провели электричество и зал на 130 мест начал свою работу.

В 1913 году синематограф были реконструирован. Зал стал вмещать 239 человек и для посетителей был сделан дополнительных вход с Пятницкой улицы. В это же время был заложен проезд во двор с Кадашевской набережной. Обновленное заведение стало назваться «Электро-театр Пятницкий». В советский период в здании долгие годы работал кинотеатр «Заря».

После революции здание было национализировано и большую часть советского времени оно являлось административным. В настоящее время здание также является административным. Строение 1 и 2 занимают различные организации, в угловом здании, где находился кинотеатр, размещается Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная академическая симфоническая капелла России» (ГАСК России).

ПолезноеДругие статьи

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть все статьи

Наши партнеры  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress