Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

«Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г. Жилой дом с лавками, конец XVIII в., 1-я треть XIX в., 1857 г., 1880 г.» Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, дом 2/38, строение 1

О компании - Наши объекты - "Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г. Жилой дом с лавками, конец XVIII в., 1-я треть XIX в., 1857 г., 1880 г." Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, дом 2/38, строение 1

РЕМОНТ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ в СТРОЕНИИ 1

Работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнение проекта приспособления под современное использование, без затрагивания

капитальные стен и предметов охраны.

ВИДЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

Реставрационные и сопутствующие работы:

Дверные блоки:

— демонтаж дверей и наличников;

— реставрация исторических филенчатых дверей;

— замена отдельных частей наличников и обшивки углов;

— смена петель, ручек, врезных замков;

— масляная высококачественная окраска дверей и профилированной облицовки;

— монтаж облицовки, установка дверей.

Фасады и внутренне помещения:
— очистка вручную поверхности фасадов от перхлорвиниловых и масляных красок;

— реставрация и воссоздание штукатурки (фасады, внутренние помещения);

— реставрация и воссоздание штукатурных тяг по камню (горизонтальных и по криволинейной поверхности) с ручной разделкой углов пересечения тяг на фасадах и во внутренних помещениях);

— реставрация лепных потолков (тянутые карнизы, кессоны): расчистка, восстановление утрат, уточнение профилей, укрепление гипса, окраска;

— поливинилацетатная высококачественная окраска оштукатуренных поверхностей, потолков профилированных, тяг;

— устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов в помещениях без лепной отделки.

 

Стены (ремонтные работы):

— демонтаж старой МДФ облицовки;

— расчистка и выравнивание бетонных поверхностей;

— грунтовка, оштукатуривание;

— оклейка стеклообоями с окраской поливинилацетатными красками.

Печи:

 — обработка металлических деталей печи способом механической полировки.

 

Ремонт системы электроснабжения:

— демонтаж кабеля, светильников, розеток, выключателей;

— монтаж новой системы электроснабжения/открытой проводки (по проекту);

— установка силового распределительного шкафа.

Окна:

— демонтаж оконных коробок и подоконных досок;

— установка новых оконных блоков и подоконных досок (ПВХ).


Кирпичная кладка (перегородки, оконные откосы):

— заделка трещин, восстановление кладки, реставрация кладки, новая кладка.


Полы:

— разборка полов из древесноволокнистых плит;

— устройство стяжки;

— устройство полов из досок ламинированных замковым способом, укладка линолеума .

Наружные работы:

— разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов, парапетов и т.п. Установка новых покрытий из листовой оцинкованной стали;

— установка металлических решеток приямков;

— установка металлических решеток на окнах.

Объект культурного наследия регионального значения
 «Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в., 1-я половина XIX в., 1857 г., 1880 г.»

Объект включает два строения:

1- Жилой дом с лавками, конец XVIII в., 1-я треть XIX в., 1857 г., 1880 г. (строение 1)

2 — Жилой дом с лавками, начало XIX в., 1857 г. 1880 г. (строение 2)

 В 1917-1930 гг. здесь жил русский советский художник, реставратор, искусствовед, музейный деятель, педагог И.Э.Грабарь.


История домовладения

Квартал, где расположен ансамбль, ограничен Пятницкой улицей, Кадашевской набережной, улицей Большая Ордынка и Черниговским переулком, с архитектурными комплексами церкви Иоанна Предтечи под Бором и церкви Черниговских Чудотворцев Михаила и Федора.

Северная часть ансамбля (строение 1) начинается с короткого крыла здания по Кадашевской набережной. Здание имеет скругление и выходит своим протяженным фасадом на Пятницкую улицу.

Южная часть ансамбля (строение 2) примыкает к комплексу строений церкви Иоанна Предтечи под Бором, который формирует угол Пятницкой улицы и Черниговского переулка.

До первой половины XIX века в современных границах ансамбля находились дворы разных владельцев. Все строения были деревянными. Двухэтажными каменными палатами, на период 1754 года,  владела только секретарша Протопопова. Ее участок находился в южной части землевладения и граничил с землями церкви Иоанна Предтечи.

Условно ансамбль можно разделить на три части (Северную, Южную и Центральную), каждая из которых, до объединения всех строений, формировалась особым образом.

Северная часть ансамбля

В северной части землевладения (на углу Кадашевской набережной и Пятницкой улицы) до 1767 года, на государственной земле, находился Высоко-Пятницкий казённый питейный дом или «фартийная изба» (фартина – мера жидкости).

Фартийная изба находилась у старицы (старого русла) Москвы-реки, поэтому ее часто называли «Высоко-Пятницкой у канавы».  Первый этаж здания был каменным, второй этаж деревянным.

Во время пожара 1767 года Высоко-Пятницкий казённый питейный дом сгорел, и эта часть участка долгое время пустовала. Предположительно в 1817 году землю приобрела мещанка Ф.Леонтьева. На фундаменте питейного дома она выстроила каменный со скругленным углом дом, въезд в который находился со стороны Кадашевской набережной. Дом был постоялым двором на 15 покоев.

Позже, после 1826 года, в данном строении находились позументные лавки, торгующие золотой, серебряной, оловянной и медной тесьмой, шнурами, бахромой, кистями и прочими плетеными изделиями.

Южная часть ансамбля

Южная часть ансамбля формировалась на основе двухэтажных каменных палат секретарши Протопоповой. Со временем ее владение перешло к  представителю древнего дворянского рода, коллежскому асессору Н.А. Глебову. При нем, к концу XVIII века, дом начал приобретать черты дворянской усадьбы.

Фасад главного здания был обращен к улице Пятницкой, его украшал четырехколонный портик. Дом стоял в глубине участка, а на красную линию Пятницкой выходили два одноэтажных флигеля, которые соединялись с домом полукруглыми каменными оградами. Флигели и ограды фланкировали парадный въезд в усадьбу и образовывали перед домом двор — курдонер.

Дом Н.А. Глебова был выполнен в стиле классицизм, его внешний вид представлен в «Архитектурных альбомах» великого зодчего М.Ф.Казакова.

Центральная часть ансамбля

Самая протяженная часть строений по Пятницкой улице в 1803 году принадлежала жене прапорщика П.П. Батальева. Все эти строения были уничтожены пожаром 1812 года. После чего землю приобрел московский купец Я.И.Юрьев, который построил вдоль красной линии Пятницкой улицы сначала деревянные дома, а к 1817 году, заменил их на одно- и двухэтажные каменные дома, где все первые этажи были полностью отданы под лавки и мастерские.

Формирование единого ансамбля – купец Федор Кузнецов

В 1842 году хозяином всего землевладения от Кадашевской набережной до участка Глебова (включительно) стал купец Федор Кузнецов. С этого времени началось формирование застройки, которая дошла до нашего времени.

Кузнецов объединил угловое здание (Кадашевская набережная — ул.Пятницкая)  и протяженную постройку по Пятницкой улице. К длинному торговому ряду он пристроил одноэтажный флигель.

К 1857 году все лавки и флигель были уже двухэтажными. У флигеля появился еще и новый двухэтажный пристрой вдоль улицы. В связи с появлением второго этажа, к зданию была пристроена галерея с лестницей.

Все здания были равны по высоте и разделялись двумя проездами. Один из проездов находился между лавками и северным флигелем дома С.Н.Глебова.

Два флигеля дома Глебова к 1857 году также преобразуются в двухэтажные строения.

К 1870 году проезд между лавками и северным флигелем Глебова был застроен. Флигель был объединен с объемом современного строения 1.

Декор всей постройки стал единым и был выполнен в стиле переходном от ампира к ранней эклектике. Окна украшены развитыми наличниками – по первому этажу рамочными, по второму этажу с сандриками. Широкие межэтажный и венчающий карнизы прерываются повторяющимися пилястрами, отбивающими некогда отдельные строения. Общий декор делает здание ритмичным и объединяет его в единое целое.

Формирование единого ансамбля – купец Василий Мещерин

Ближе к концу 1870-х годов владельцем всего участка становится купец 1-ой гильдии, богатейший промышленник, владелец знаменитой Даниловской мануфактуры — Василий Ефремович Мещерин (1833-1880).  На двухэтажной части здания можно увидеть вензель купцов Мещериных.

Проживал В.Е. Мещерин в непосредственной близости от данного землевладения. Он имел собственный дом в приходе церкви Черниговских чудотворцев Михаила и Федора. В семье Мещерина было четверо детей — сыновья Николай, Михаил, Андрей и дочь Александра.

Старший сын В.Е.Мещерина Николай был великолепным художником  и дружил со многими известными живописцами, такими как И.Левитан, А.Васнецов, В.Серов.

Особенно дружен Николай Васильевич Мещерин был с известным художником и искусствоведом Игорем Эммануиловичем Грабарем. С течением жизни их дружбу скрепило еще и семейное родство. Связывал их и дом на Пятницкой.

В 1880 году Василий Ефремович Мещерин решил на месте южного флигеля бывшего дома Глебова построить трехэтажный дом с подвалом. На первом этаже планировался ряд магазинов, на верхних этажах квартиры.  Дом должен был иметь проездные ворота.

Реализовать свой план Мещерин не успел, так как скоропостижно скончался в том же 1880 году. На какое-то время стройка была отложена, но затем план был реализован, хотя и не в первоначальном варианте. В новом решении южный флигель был сохранен, но его объем был слит с лавками и надстроен третьим этажом.

С этого момента все здание от крыла по Кадашевской набережной до земель церкви Иоанна Предтечи стало единым.

Уличный фасад трехэтажного здания был выполнен в стиле поздней эклектики. Каждые два окна разделены плоскими пилястрами, наличники окон объединяют межоконные тяги. Выраженный карниз второго этажа остался на здании от южного флигеля. Под венчающим карнизом проходит фриз из филенок.

С левого края здания находилась проездная арка. С правого края парадная и черные лестницы. В трех помещениях первого этажа находился магазин, вход в который был со стороны лестницы. Сначала здесь размещался магазин экипажей братьев Крыловых, позже магазин мучной и мыльной торговли купца Смирнова.

На втором и третьем этаже были квартиры, парадные комнаты которых выходили на улицу, а спальные во двор.

В 1913 году, дочь Михаила Васильевича Мещерина, Валентина, вышла замуж за Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). И.Э. Грабарь был русским и советским художником, реставратором, искусствоведом, исследователем, просветителем, музейным деятелем. С 1913 по 1925 год он являлся попечителем Третьяковской галереи.

Семья И.Э.Грабаря проживала в доме на Пятницкой, в строении 2, на третьем этаже с (1917 по 1930 гг.) В 1926 году в этом же доме проживал брат Игоря Эммануиловича – Владимир, известный российский и советский юрист.

В советское время, на первом этаже трехэтажного здания, долгое время находился магазин № 38 «Мосовощи».

Кинотеатры

В период владения Мещериных, в 1897 году купчиха Белоярцева открыла в северной части здания по Пятницкой один из первых московских кинотеатров «Пятницкий электро — театр Белоярцевой».

В начале XX века хозяином синематографа стал мещанин, ювелир Абрам Гехтман, который сменил вывеску и назвал свое заведение «Большой Парижский-Пятницкий электротеатр Гехтмана» (1907-1917 гг.) При обустройстве зрительного зала на втором этаже Гехтман объединил часть второго этажа по Пятницкой с угловой частью здания. В 1907 году в здание провели электричество и зал на 130 мест начал свою работу.

В 1913 году синематограф были реконструирован. Зал стал вмещать 239 человек и для посетителей был сделан дополнительных вход с Пятницкой улицы. В это же время был заложен проезд во двор с Кадашевской набережной. Обновленное заведение стало назваться «Электро-театр Пятницкий». В советский период в здании долгие годы работал кинотеатр «Заря».

После революции здание было национализировано и большую часть советского времени оно являлось административным. В настоящее время здание также является административным. Строение 1 и 2 занимают различные организации, в угловом здании, где находился кинотеатр, размещается Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная академическая симфоническая капелла России» (ГАСК России).

Полную версию историю места читайте в блоге.

ПолезноеНаши объекты

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть другие объекты

Наши заказчики  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress