Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

Верхние торговые ряды (ГУМ)

О компании - Наши объекты - Верхние торговые ряды (ГУМ)

Объект культурного наследия федерального значения «Верхние торговые ряды (ГУМ), 1889-1893 гг., арх. А.Н. Померанцев».

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ:

  • Разработка проектной документации по приспособлению к современному использованию части торговых помещений. Графические и текстовые материалы, определяющие объемно-планировочные, конструктивные и технические решения.

 

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Площадь перед Кремлем всегда была традиционным местом торга в Москве. Уже в XV веке здесь стояло множество деревянных торговых лавок, которые периодически горели, по причине чего это место часто называли «Пожар».

После пожаров деревянные лавки отстраивались заново, и так продолжалось до тех пор, пока в конце XVI века царский указ не заставил торговцев перейти к каменному строительству.

Таким образом, напротив Кремля появились первые одно- и двухэтажные купеческие каменные палаты, которые растянулись на три квартала и образовали Верхние (нынешний ГУМ), Средние и Нижние торговые ряды.

В XVII веке небольшие купеческие постройки уже сменили более масштабные двухэтажные Торговые ряды, где сосредотачивалась практически вся оптовая и розничная торговля Москвы.

В 1786 году на площади появились Торговые ряды, построенные в стиле классицизм по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Но этой постройке не суждено было просуществовать долго, она сгорела во время пожара 1812 года.

Через три года, в 1815 году было построено новое здание Торговых рядов по проекту Осипа Ивановича Бове. Данная постройка, как и предыдущая, была выполнена в стиле классицизм. Снаружи здание выглядело солидно и даже торжественно, но то, что происходило внутри – напоминало восточный базар.

Здесь находилось бесчисленное количество хаотично расположенных лавок, полулавок и четверть лавок. Правила санитарии соблюдать было сложно, так как в здании отсутствовал водопровод, вследствие чего в помещениях было еще и довольно грязно. Не было в здании и отопления.

К началу 1860-х годов постройка начала ветшать, но владельцы торговых мест не желали вкладывать свои средства в ее ремонт. В 1869 году Городская Дума подняла вопрос о сносе Верхних торговых рядов и строительстве нового здания. Купцы на это не согласились и продолжали торговать в разрушающемся здании еще более 10 лет.

В 1880 году Городская Дума вновь вернулась к вопросу о сносе здания и предложила купцам создать акционерное общество с тем, чтобы собрать средства на перестройку Торговых рядов. Но договориться, опять не получилось.

К 1886 году здание Торговых рядов пришло в аварийное состояние и там стало опасно находиться как покупателям, так и продавцам. В этой ситуации городская управа уже больше навстречу купцам не пошла, ждать не стала и приняла силовое решение – в 1886 году Торговые ряды были закрыты.

Создавшееся положение наконец-то заставило купцов действовать, и в 1888 году, для решения вопроса о строительстве нового здания,  все же было создано «Акционерной общество Верхние Торговые ряды на Красной площади в Москве»». Его устав утвердил Александр III. Акционерный капитал общества составил 9,4 миллиона рублей.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ
Строительство Верхних торговых рядов финансировалось за счет выпуска пятипроцентных облигаций. Но кроме того на это строительство были собраны и дополнительные средства.

Старое здание начали сносить осенью 1888 года, и сразу же было объявлено о том, что все стройматериалы, полученные от разбора здания – продаются. Кирпич, стекло, двери, старую мебель и прочие вещи охотно покупали жители Москвы. Таким образом, была собрана огромная по тем временам сумма более 250 тысяч рублей.

В ноябре 1888 года был объявлен конкурс на лучший проект нового здания Верхних торговых рядов. На разработку архитекторам дали только три месяца, а главным условием выдвинули – сохранение гармонии площади. Здание должно было соответствовать и Кремлю и Историческому музею.

Работы на конкурс просили присылать под псевдонимами или девизами, чтобы выборы лучшего проекта были беспристрастными. И в комиссию стали приходить письма, где вместо имен стояли такие подписи, как: «Русь», «Милости просим», «C Богом 1889», «Сделал, что мог», «Ум хорошо, а два лучше», «Московскому купечеству».

Всего на конкурс было прислано 23 проекта, среди участников были даже иностранцы. Все работы были выставлены в здании Исторического музея и заняли три зала.

Победил и был утвержден государем Александром III, проект под девизом «Московскому купечеству», который выполнил архитектор – Александр Никанорович Померанцев, при участии инженеров Владимира Григорьевича Шухова и Артура Фердинандовича Лолейта. 

Официальная закладка Верхних Торговых рядов  состоялась 21 мая 1890 года. Строительство велось очень интенсивно, на нем было занято около 3000 рабочих и огромное сооружение было выстроено всего за 2,5 года.

Уже в конце 1891 года начали открываться отдельные секции новых Верхних торговых рядов. Торжественное открытие всего здания состоялось 2 декабря (по старому стилю) 1893 года, в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Но полностью все отделочные работы были завершены только в 1896 году.

В итоге, напротив Кремля появился комплекс зданий, выполненных в псевдорусском русском стиле, со всеми свойственными ему элементами – арками, сводами, бочкообразными («пузатыми») колоннами, крышами, как у терема.

 

УНИКАЛЬНОСТЬ ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ

Проект А.Н.Померанцева был поистине грандиозен. Он представлял собой шестнадцать трехэтажных  зданий, стоявших в 4 ряда. Улицы между этими зданиями были перекрыты стеклянными аркадами-галереями.

Стеклянные арочные перекрытия, выполненные по чертежам инженера В.Г.Шухова, в народе сразу назвали «хрустальным небом».

Ажурные каркасы были изготовлены в цехах Санкт–Петербургского металлургического завода. На стеклянные перекрытия трех пролетов, ширина каждого из которых составляет от 12 до 15 метров, ушло 60 тысяч стеклянных листов. Обилие стекла заставило выглядеть конструкцию легкой, и создало во внутренней части пассажа ощущение большего простора. Днем через стеклянные перекрытия попадал солнечный свет, а ночью можно было любоваться луной.

По длине галерей и стеклянных перекрытий, на момент постройки, Верхние торговые ряды являлись самым большим пассажем в Европе. По сути, они представляли собой торговый город.

Центральная часть здания была выполнена в виде терема, в котором и находился главный вход. Над всеми основными входами были размещены иконы с образами: Николая Чудотворца, Ильи-Пророка, Сергия Радонежского, Спаса Нерукотворного.

Перед центральным входом стоял памятник Минину и Пожарскому, который был установлен еще 1818 году, перед Верхними торговыми рядами постройки О.И.Бове.

Инженерное оснащение здания, на тот момент времени, не имело аналогов. Торговые ряды водоснабжались из собственной артезианской скважины, имели автономную электростанцию, канализацию, котельную, продуманную систему вентиляции, девять грузовых лифтов.  Стоки крыши подогревались, а съезжающий снег топился в специальных печках. Огромное впечатление производил непрерывно работающий фонтан, что в XIX веке воспринималось как чудо.

Подвальная часть постройки представляла собой три улицы, на которых размещались более ста складских помещений, холодильники и магазины оптовой торговли. Здесь же работала и мини железная дорога, по которой перемещались товары.

Для привлечения покупателей в здании были открыты: телеграф, банк, парикмахерская,  ателье, ювелирно-граверная мастерская, зубоврачебный кабинет и кабинет терапевта.

Кипела и культурная жизнь торгового города. У фонтана играл духовой оркестр. В концертном зале шли спектакли и выступали оперные певцы. В пассаже был собственный публичный музей и постоянно действующая выставка европейского искусства, состоящая из картин различных школ европейской живописи. Все эти картины предоставил из своей личной коллекции парфюмер Генрих Брокар.

Здание являлось и бизнес центром, так как на третьем уровне в нем размещались конторы и представительства торговых компаний.

Торговля занимала полностью первый и второй уровень Верхних рядов. Более тысячи отдельных магазинов теперь назвали салонами. Они были оборудованы красивой мебелью, зеркалами и витринами. Разумеется, и товары здесь были самые лучшие. Многие из производителей этих товаров являлись поставщиками Императорского двора и призерами различных Всемирных выставок. Торговали здесь и лучшие зарубежные предприниматели.

Верхние торговые ряды уже не были рынком, где нужно спрашивать цену у продавца, а потом еще и торговаться с ним. В пассаже впервые появились ценники с фиксированными ценами. Также здесь впервые появилась книга «Жалоб и предложений».

 

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Вскоре после Великой Октябрьской революции, в 1918 году, магазины в Верхних торговых рядах были закрыты, а товары реквизированы. В здании разместились различные учреждения

 Среди учреждений, разместившихся в Торговых рядах, был Народный комиссариат продовольствия, который возглавлял нарком Александр Дмитриевич Цюрупа. Ему принадлежала идея введения «продовольственной диктатуры», при которой у крестьян изымались «излишки» продовольствия и направлялись в промышленные центры, чтобы спасти от голода пролетариат. Когда идея начала активно внедряться и, так называемые, «продотряды» стали реквизировать у деревенских жителей продукты, часть из них складировалась в подвалах Верхних торговых рядов.

В 1921 году наступило время Новой экономической Политики (НЭП). В этот период вновь была разрешена частная торговля. В Верхних торговых рядах по-прежнему оставались различные учреждения, но сюда же вернулись и магазины.

В декабре 1921 года Владимир Ильич Ленин подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)», которое касалось реорганизации Верхних торговых рядов. Таким образом, пассаж получил новое название.

ГУМ стал испытательной площадкой для НЭПа, его флагманом и символом. К рекламе магазина были привлечены знаменитый поэт Владимир Маяковский и известный художник-конструктивист  Александр Родченко.

Торговля в советском пассаже шла довольно активно, но продолжалась недолго.

В 1930 году Сталин вновь отдал ГУМ под учреждения. Хотя отдельные торговые точки в нем еще оставались.

В 1935 ГУМ решили снести и построить на его месте высотку Наркомтяжпрома – крайне важного министерства в эпоху советской индустриализации. По ряду причин дело затянулось, а затем началась Великая Отечественная война, и ГУМ остался на месте.

9 мая 1945 года в ГУМе произошло историческое событие. Именно из находившейся здесь радиорубки, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан сообщил о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

В 1947 году вновь возникла угроза сноса ГУМа, так как на его месте хотели построить памятник в знак Победы в Великой Отечественной войне. Но началась новая волна репрессий, и о проекте забыли.

После смерти Сталина в ГУМ вновь вернулась торговля. Из пассажа убрали все организации и коммунальные квартиры. Магазин был реконструирован и 24 декабря 1953 года вновь распахнул свои двери перед покупателями. Теперь ГУМу предстояло стать олицетворением курса «от войны к товарному изобилию», идеологом которого был министр торговли СССР – Анастас Микоян.

Магазин действительно превратился в храм изобилия, которому не было равных в стране ни по ассортименту, ни по уровню обслуживания.

Таким хлебосольным и гостеприимным ГУМ оставался недолго. Страну накрыла волна дефицита, что не могло не сказаться и на ассортименте магазина. Но первые лица государства и члены их семей, а также участники различных иностранных делегаций не должны были этого почувствовать. Поэтому для них в ГУМе и была создана знаменитая двухсотая секция, где товарное изобилие было полностью сохранено.

В 1970-е годы член Политбюро ЦК КПСС, ярый коммунист –  Михаил Андреевич Суслов, предпринял еще одну попытку закрыть ГУМ, так как считал несовместимым присутствие рассадника мещанства прямо напротив Мавзолея Ленина. Но снос ГУМа означал уничтожение двухсотой секции. Этому воспротивились жена и дочь Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева и очередная попытка сноса ГУМа провалилась.

В 1980-х, во времена тотального дефицита, в ГУМе стояли вечные очереди, что портило репутацию страны. Поэтому Раиса Горбачева предложила сделать из ГУМа картинную галерею, но и этому не суждено было сбыться.

В 1990-х годах магазин продолжал стремительно терять былое великолепие. Его пространства заполнили кооперативные ларьки, в которых торговали дешевыми некачественными товарами, и ГУМ стал больше напоминать уличный рынок.

Былая слава и единство вернулись в магазин только в начале 2000-х годов, когда была проведена масштабная реконструкция, изгнаны ларьки и возрождены салоны. Магазин опять стал идеальным торговым городом.

Сегодня ГУМ стал таким же, какими и были Верхние торговые ряды, открывшиеся в 1893 году. Это вновь город в городе. Здесь работают, делают покупки, общаются и, конечно же, отдыхают, посещая рестораны, кафе, кинозалы, художественную галерею и множество культурных мероприятий, которые постоянно проводятся в пассаже.


ГУМ – это памятник архитектуры, символ Москвы и неотъемлемая часть истории России.

Верхние торговые ряды ГУМ. New Balance. Photo 1

Верхние торговые ряды ГУМ. New Balance.

ПолезноеНаши объекты

Подробнее Здание Городского епархиального училища им. Ф.А. Копейкина-Серебрякова. 1904 г.

Объект культурного наследия регионального значения: Здание Городского епархиального училища им. Ф.А. Копейки

Подробнее Бактериолого-агрономическая станция ботанического сада

  Объект культурного наследия регионального значения: Бактериологоагрономическая станция ботанического сада Импера

Подробнее Дом Остермана, конец XVIII в. – начало XIX в., с боковыми флигелями и оградой

г. Москва, ул. Делегатская, дом 3, строение 1 Компания «Стоун Девелопмент» выполняла работы на данном объекте культу

Подробнее Жилой дом В.С. Шервуда – контора завода «Красный пролетарий», 1911 г., архитектор Н.Д. Бутусов

Объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом В.С. Шервуда - контора завода «Красный пролетарий», 1

Смотреть другие объекты

Наши заказчики  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress