Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

О компании - Наши объекты - г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения
«Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Ленин Владимир Ильич выступал на собрании рабочих Хамовнического района, посвященном его открытию»

Адрес: г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ

Фасадные работы

— расчистка поверхности в местах разрушений и пучений малярных слоёв;

— расчистка поверхности в местах замоканий, поражений плесенью и грибком;

— антисептирование поверхности;

— расшивка трещин штукатурного слоя;

— зачеканка трещин ремонтными составами;

— промывка водой с применением химсредств аппаратами высокого давления;

— подготовка поверхности под покраску;

— окрашивание оштукатуренных поверхностей.

 Мрамор/Гранит:

— расчистка поверхности ПАВ;

— расчистка профилированной поверхности, удаление домастиковок;

— устройство докомпановок/домастиковок профилированной поверхности с подбором колера;

— покрытие поверхности камня проявляющим составом;

— гидрофобизация поверхности.

Заборы, столбы ворот:

— расчистка разрушений: камня, малярных слоев, замоканий, плеснево-грибковых поражений;

— антисептирование поверхности;

— промывка под давлением раствором ПАВ;

— расшивка и зачеканка трещин штукатурного слоя;

— подготовка под окраску, окрашивание.

ИСТОРИЯ МЕСТА
После нападения на Москву, в 1591-1592 годах, крымского хана Казы-Гирея, по указу Правителя Русского царства Бориса Годунова, вокруг города была выстроена четвертая линия укрепления – Земляной вал.
В Смутное время, в 1611 году, деревянные укрепления Земляного вала были сожжены польскими войсками. Вал был восстановлен только в 1638-1641 годах. Его надсыпали и построили на нем «острог» — забор из толстых, заостренных в верхней части бревен. Укрепление имело 57 башен и 11 ворот. Название Земляной вал изменилось на Земляной город.

К концу XVII века Земляной город потерял свое защитное значение и стал таможенной границей города. Еще через столетие, в конце XVIII века, укрепления Земляного города совершенно обветшали, их решено было разобрать и организовать на этом месте прогулочную зону.

Последствия пожара 1812 года заставили продолжить преобразования. Огонь уничтожил практически весь Земляной город. После чего, по проекту Комиссии по строению Москвы (1816 г.), вал был срыт, а ров засыпан.

В итоге образовалась круговая полоса, которая была отдана под улицу. Жителей улицы обязали организовать у своих домов палисадники и сады с насаждениями по своему вкусу. Так сформировалось нынешнее Садовое кольцо. Некоторые участки Садового кольца остались без палисадников и на них были организованы бульвары (участки с зелеными насаждения вдоль или посредине улицы).

Смоленский бульвар, который является частью Садового кольца, тоже имел такие насаждения. В данный момент фактически этот участок уже бульваром не является, но название сохранено.

Свое название Смоленский бульвар получил из-за близости к Арбату, где некогда были Арбатские или, как их еще называли, Смоленские ворота Земляного города, дорога из этих ворот вела на Смоленск.

ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ (Смоленский бульвар 26/9)
В 1819 году на этом участке приступила к застройке Аграфена Петровна Глазова, вдова героя Очаковского сражения, генерал-майора Павла Михайловича Глазова (1747-1814).

Аграфена Петровна начала строительство с северной стороны участка, где вдоль красной линии Земляного вала (Смоленского бульвара), был выстроен жилой одноэтажный флигель с цокольным этажом.

Одновременно северным флигелем был заложен каменный цоколь основного здания. Весь ансамбль главного дома, вместе с южным флигелем, был закончен к 1821 году. Двухэтажный дом и флигели были деревянными, дерево было обложено кирпичом, а кирпич оштукатурен.

Усадебный дом имел мезонин и два полуциркульных каменных крыла, которые соединяли дом с флигелями. Основной вход в здание имел каменное крыльцо и располагался с торцевого фасада. Отделка фасадов была выполнена в стиле ампир.

В 1869 году владелицей участка Глазовой уже числилась княгиня Е.В.Гагарина.
Особняк новая хозяйка переделала, но изменения были незначительны. Лишь заметно увеличилась пристройка для входа в здание. В отделку фасадов также были внесены коррективы.

После княгини Е.В. Гагариной владельцем усадьбы стал известный купец, крупный чаеторговец — Константин Семенович Попов (1850-1919).
При К.С.Попове, в 1879 году, дом на Смоленском бульваре был перестроен. Проект Константин Семенович заказал петербургскому архитектору, академику архитектуры, профессору императорской Академии художеств — Александру Ивановичу Рязанову.
Во второй половине XIX века, в Москве вошел в моду стиль «неогрек», который Рязанов и воплотил в своем проекте, вследствие чего внешний вид дома обрел подчеркнуто археологические детали истинно греческой классики. В этом виде особняк сохранился до настоящего времени.

Архитектура здания
Главный (западный) фасад, разновысотного одно-двухэтажного с цокольным этажом здания, выходит на Смоленский бульвар. По его центру устроена полуротонда с четырьмя каннелированными колоннами ионического ордера. По сторонам от полуротонды расположены два открытых крыльца. Входная группа обозначена мощными пилонами, а межоконные пространства имеют широкие пилястры. Крыша полуротонды является основанием балкона мезонина.

Мезонин украшен плоским портиком с двумя каннелированными полуколоннами и двумя угловыми пилястрами. Портик завершается антаблементом и фронтоном, в тимпане которого расположена скульптурная композиция.
Дворовый (восточный) фасад имеет в центральной части на уровне первого этажа значительно вынесенный портик, который опирается на два массивных боковых столба и две каннелированные колонны ионического ордера. Верхняя часть портика является основанием балкона второго этажа.

Второй этаж восточного фасада имеет семь оконных просветов, где три центральных окна выделены в отдельную группу и повторяют форму мезонина, находящегося со стороны главного фасада. Группа имеет плоский портик, оформление которого аналогично оформлению мезонина с западной стороны. По обе стороны второго этажа, на значительно выступающих от плоскости фасада декоративных консолях, установлены скульптуры.

Фасад здания, со стороны Глазовского переулка, несет на себе элементы оформления главного фасада дома и имеет парадный входной портал, оформленный в классическом римском стиле.

Полуротонда, балкон, верхние площадки лестниц и терассы имеют изящные каменные и кованые ограждения. Кованые ограждения имеются и на крыше здания.

Архитектурно-художественное оформление всех фасадов также включает: штукатурный руст, плоские профилированные оконные наличники с сандриками, профилированные тяги и карнизы, орнаментальный лепной декор.

К главному дому примыкают полукруглые крылья, в торцах которых находятся северный и южный флигели. Таким образом, главный дом и боковые застройки образуют со стороны Смоленского бульвара двор курдонер с палисадником.

Со стороны дворового фасада долгое время сохранялся большой сад. В настоящее время осталась только его часть.

В конце XIX века особняк перешел к новым владельцам — крупному промышленнику, меценату, коллекционеру художественных ценностей (картин, икон, антиквариата) — Михаилу Абрамовичу Морозову и его жене, известной общественной деятельнице Маргарите Кирилловне Морозовой.

Для них, в 1894 году, здание перестроил архитектор Виктор Александрович Мазырин.

При перестройке стиль усадебного дома практически не изменился. К объему были добавлены только два флигеля, а также отреставрированы окна, двери и изразцовые печи. Самые же масштабные изменения коснулись интерьеров дома.

Во время владения домом К.С.Попова интерьеры уже имели несколько тематических залов. Эта идея была Морозовыми не только сохранена, но и расширена до впечатляющих масштабов.

При участии Мазырина в доме появилось шесть парадных залов объединённых анфиладой. Все залы были выполнены в разных стилях и носили названия: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный» (римский), «греческий», «английский» и «малый английский» (аванзал). Вестибюль был выполнен в египетском стиле.

Каждый из этих залов поражал сложностью и богатством убранства, которое включало дорогие натуральные материалы, различные техники декорирования и изобиловало различными архитектурными деталями. Большая часть первоначального убранства сохранилась по сегодняшний день, потери были отреставрированы и/или восстановлены.

Анфилада парадных залов создавала иллюзию путешествия, а сами залы служили великолепным фоном для размещения коллекции картин и антиквариата. Коллекция размещалась не только в залах, со временем под нее был отдан и зимний сад, созданный еще при К.С.Попове.
После того как дом был переделан и обрел уникальные интерьеры в него, вместе с хозяевами, переселилась вся культурная жизнь Москвы.

В отдельные дни в особняке бывало более двухсот гостей. Здесь проходили балы, концерты, костюмированные представления, творческие вечера, домашние спектакли.

Дом был полон прислуги, среди которой был даже электрик, так как особняк имел собственную электростанцию.

Особняк посещали такие знаменитости как писатель Л.Н. Толстой, поэт Андрей Белый, композитор А.Н.Скрябин, художник М.А. Врубель. Всех перечислить невозможно, так как все известные творческие люди того времени и молодые таланты бывали в этом доме.

Михаил Абрамович умер от скоротечной болезни в 1903 году. Все свое состояние он оставил жене и детям. После смерти супруга Маргарита Кирилловна продолжила активную общественную жизнь, оставаясь щедрым благотворителем и меценатом.

В 1910 году Морозова передала 60 картин из коллекции мужа в Третьяковскую галерею и продала дом на Смоленском бульваре фабриканту Михаилу Константиновичу Ушакову. При М.К.Ушакове в усадьбе никаких строительных работ не велось.

В 1917 году владение было национализировано, а в 1918 году в особняке уже был клуб имени Октябрьской революции (позже — клуб «Освобожденный труд» фабрики Гознак). На открытии этого клуба выступал В.И. Ленин, в память об этом выступлении, в 1952 году, на фасаде дома была установлена мемориальная доска.

В дальнейшем здание передавалось различным организациям. Сначала в нем располагались дом пионеров и райком партии, вследствие чего, из-за различных внутренних перепланировок и переустройств, интерьеры дома значительно пострадали. В 1980-х здание перешло в собственность Верховного Совета СССР и на объекте были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы. С 1993 года в особняке располагался банк, а с 2017 года Российский институт стратегических исследований. В настоящий момент объект культурного наследия находится в собственности Российской Федерации.

Не смотря на то, что землевладение на Смоленском бульваре имело несколько именитых хозяев, до сих пор особняк называют Усадьбой Маргариты Кирилловны Морозовой.

Подробнее о истории места читайте в нашем блоге.

ПолезноеНаши объекты

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

ograda ava Подробнее «Городская усадьба, конец XIX — начало XX вв.- Гранитная ограда по улице» Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6 Фактический адрес: Хоромный тупик, дом 4, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Городская усадьба, конец XIX - начало XX вв.-Гранитная ограда по ули

Смотреть другие объекты

Наши заказчики  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress