Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

Городская усадьба А.В. Толстого — М.С.Грачева

О компании - Блог - Городская усадьба А.В. Толстого - М.С.Грачева

ОКН находится по адресу: Денежный переулок, дом 11. Главный дом в два этажа с подвалом. Первоначальная постройка 1815 год. Реконструкция дома по проекту архитектора Н.П.Краснова 1885-1886 годы.Ограда с воротами 1880-е годы.

Денежный переулок, в котором находится усадьба  А.В.Толстого — М.С.Грачева, получил свое название из-за непосредственной связи с Государевым монетным двором. С начала XVII века в этой местности селились граверы, чеканщики и другие работники монетного двора.

Главный дом усадьбы был построен в 1815 году для корнета (младшего офицера) Александра Васильевича Толстого (1770-1823 гг.), который имел непосредственное отношение к знатному роду Толстых, но представлял его нетитулованную ветвь.
А.В. Толстой всю жизнь посвятил военной службе, участвовал в зарубежных походах, стал героем войны 1812 года.

Александр Васильевич Толстой поселился в Денежном переулке осенью 1815 года, хотя саму постройку относят ко второй половине  XVIII века, так как в ее основе находится подвал сгоревшего в 1812 году строения.

Автор постройки 1815 года неизвестен, но по сохранившимся сведениям здание было деревянным и настолько скромным в оформлении, что терялось на фоне соседних усадеб, владельцами которых были богатые купцы, промышленники, дворяне.

Дом А.В.Толстого был обшит досками и покрашен, а окна были оформлены очень простыми наличниками.

В усадебном доме А.В. Толстой прожил лишь несколько лет, 1823 году он умер и, видимо, за свои военные заслуги и в связи с непосредственным отношением  к роду Толстых, был похоронен на главном кладбище московского дворянства и купечества в Некрополе Донского монастыря. Семья же А.В. Толстого проживала в Денежном переулке еще довольно долго.

В 1880-х годах владельцем дома стал купец Михаил Семенович Грачев. Род купцов Грачевых вел свою московскую историю с 1752 года, когда их предок Петр Иванович Грачев был определен в Московское купечество.

Деятельность Грачевых всегда была связана с текстильной мануфактурой, они производили и продавали ткани, реализовали готовые швейные изделия, также торговали и пряжей. Жили Грачевы в Кадашевской слободе.

Перед нашествием французов, в 1812 году, Грачевы выехали из Москвы, а когда вернулись, то на месте своего дома обнаружили лишь пепелище. Разорены были и их производства. Грачевы вновь начали восстанавливать свое дело, а усадьбу отстроили заново на том же месте в Кадашевском переулке напротив Храма Воскресения Христова. Дом сохранился и ныне находится по адресу 1-ый Кадашевский переулок, дом 10.

Производственно-торговое дело передавалось в семье Грачевых из поколения в поколение и 1847 году перешло в руки Семена Дмитриевича Грачева, которому на тот момент времени было более 40 лет. В 1850 году Семен Дмитриевич приобрел для своей большой семьи огромную усадьбу в Черниговском переулке (ныне дом 9/13).

Семен Дмитриевич вел активную общественную работу, был известен крупными пожертвованиями на церкви, на ополчение во время Крымской войны (1853 г.) и на другие благие дела, за что был отмечен различными государственными наградами.

В конце 1866 года Семен Дмитриевич выхлопотал у Императора Александра II звание «Почетного потомственного гражданина», которое давало ряд серьезных привилегий и передавалось по наследству, что было крайне важно для семейства С.Д.Грачева, где росло десять детей.

С.Д.Грачев был представителем новой купеческой формации, предпочитающим, кроме своего дела, активно вкладывать капитал и в другие направления. Как только после потрясений войны 1812 года, в 60-х 70-х годах XIX века, в Москве начали оживать  финансовые учреждения — Семен Дмитриевич стал успешно зарабатывать на биржевых операциях.

Быстро растущий капитал он вкладывал в московскую недвижимость. К концу XIX века за С.Д. Грачевым числилось 9 объектов коммерческой недвижимости. Дома им приобретались не только для сдачи внаем, но и для обеспечения жильем детей. В частности, дом в Денежном переулке Семен Дмитриевич приобрел для своего младшего сына Михаила.

Михаил Семенович занимался семейным делом, а после получения наследства от отца, имел и дополнительный доход от сдачи меблированных комнат.

Дом для Михаила Семеновича был приобретен в середине 1880-х годов и сразу же стал переобустраиваться по моде того времени. В 1885-1886 годах его реконструкцией занимался будущий великий архитектор Николай Петрович Краснов, который на тот момент был в самом начале своего профессионального пути.


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КРАСНОВ в 1885 году закончил «Московское училище, живописи, ваяния и зодчества» и уже во время учебы, за свои талантливые работы, получил право самостоятельной деятельности в проектной и строительной сфере.

В Москве он проработал всего два года, затем уехал в Крым и был назначен главным архитектором города Ялты. За 23 года своей деятельности Николай Петрович построил в разных регионах Крыма более 60-ти великолепных архитектурных сооружений — дворцов, вилл, особняков. Часть из них была заказана Краснову императором Николаем II .

Современники, признавая талант архитектора, называли его «ялтинским Гауди».

В 1911 году Н.П. Краснов получил звание «Архитектор Высочайшего двора», в 1913 стал академиком. Одной из самых известных его построек является Ливадийский дворец в Ялте. В 1919 году Николай Петрович покинул Россию и переехал в Сербию, где продолжил работу архитектора и  построил в этой стране большое количество совершенно уникальных зданий.


В Москве существует всего пять строений, к которым имел отношение гений Н.П.Краснова и в этом смысле усадьба А.В.Толстого — М.С.Грачева может считаться  уникальной.

Реконструкция данного усадебного дома была выполнена Н.П.Красновым в эклектичном стиле с элементами стиля неогрек.


НЕОГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ является частью направления «историзм» в архитектуре. Неогрек подчеркнуто археологичен, и основан на максимально точном воспроизведении элементов греческой классики. Основателями стиля в 20-х годах XIX века стали  француз Анри Лабруст и немец Лео фон Кленце, затем шотландец Александр Томпсон. На западе неогрек запечатлел себя в церквях, музеях и правительственных зданиях.

В 1860-х годах  XIX века стиль перешагнул границы России и особенно полюбился представителям московского купечества, которые активно строили или реконструировали свои деревянные жилые дома в стиле неогрек.


Конечно, довольно скромных размеров фасад здания не давал Н.П. Краснову возможности в полной мере воспроизвести элементы греческой архитектуры. Но все же зодчему удалось использовать самые узнаваемые ее детали и выстроить их по главным принципам греческого зодчества, коими являются: пропорциональность, симметрия и логика. За счет чего и был достигнут оптимальный визуальный эффект.

Довольно простой первоначальный фасад дома был оштукатурен и приобрел фронтон с размещенным на тимпане лепным щитом, который с двух сторон поддерживают фигуры грифонов.  На щите вензель в виде начальных букв имени и фамилии владельца «М» и «Г».

Центральную часть фасада дома украсили шесть пилястр с объемной лепниной. Каждая пилястра заканчивалась фигурой кариатиды, поддерживающей карниз.

Наличники на центральных окнах и подоконные пространства были оформлены очень сложным и объемным лепным декором, в центре сандриков находились львиные головы.

Окна по сторонам от центральной части фасада украсил, отличающийся от центральных окон, но тоже очень сложный декор.

Боковые фасады дома и фасад со стороны двора были оформлены довольно лаконично.

Внутренние пространства дома были выполнены Н.П.Красновым под стать фасаду. Анфилада парадных комнат имела невероятно богатое убранство. Все стены и потолки украсила лепнина, включающая: розетки под люстры, фризы, карнизы, кессоны, кронштейны и другие элементы лепного декора самых сложных и витиеватых форм.

Паркетный пол сложных рисунков, набранный из редких пород деревьев, поддерживал общее богатое убранство дома.

В целом строение стало очень презентабельным и соответствовало статусу и достатку своего нового владельца.


От времени и различных природных воздействий строение сильно пострадало снаружи и внутри. После реставрации, проведенной в 2014-2016 гг. зданию и его интерьерам был полностью возвращен исторический вид.

После Великой Октябрьской революции в здании размещались различные советские учреждения, в том числе и отдельные службы Министерства иностранных дел.

ПолезноеДругие статьи

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть все статьи

Наши партнеры  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress