Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

«Городская усадьба, конец XIX — начало XX вв.- Гранитная ограда по улице» Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6 Фактический адрес: Хоромный тупик, дом 4, строение 1

О компании - Наши объекты - «Городская усадьба, конец XIX - начало XX вв.- Гранитная ограда по улице» Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6 Фактический адрес: Хоромный тупик, дом 4, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения

«Городская усадьба, конец XIX — начало XX вв.-
Гранитная ограда по улице»

 Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6

Фактический адрес: Хоромный тупик, дом 4, строение 1

Усадьба С.П.фон Дервиза — Усадьба Л.К. Зубалова — АО «Корпорация ВНИИЭМ»

 РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

ГРАНИТНАЯ ОГРАДА ПО УЛИЦЕ

Выполненные работы:

— фундамент: разборка гранитного тротуара с основанием, копка траншей, восстановление горизонтальной гидроизоляции путем устройства отсечной горизонтальной гидроизоляции методом инъектирования;

— восстановление исторически запроектированного водостока: организация уклона грунта от ограды, размещение вдоль ограды системы лотков отводящих воду в ливневую канализацию;

— восстановление гранитного тротуара: промывка и расчистка плит, мощение тротуара, флюатирование (камнеукрепление), обработка биозащитным составом;

— расчистка площади ограды от высолов, налета, растительности, просушка стен;

кирпичная кладка и гранитные блоки: расшивка и заполнение (реставрация) швов, шлифовка гранитной облицовки,

— восстановление расслоившейся кладки инъекционным методом;

архитектурный декор из натурального камня: промывка, расчистка, воссоздание резьбы по камню, удаление крупных потерь путем реставрационных вставок, удаление мелких потерь методом домазки;

— флюатирование и обработка биозащитным составом всей площади ограды и декоративных элементов;

кровельное окрытие ограды: демонтаж кровли и всех ее элементов, расчистка верхней горизонтальной поверхности ограды, флюатирование, гидрофобизация, биозащита, обустройство контробрешетки и обрешетки, покрытие кровельной сталью (верх ограды, карнизы);

— кровельное окрытие привратницких помещений: демонтаж кровли, расчистка подкровельного пространства, флюатирование, гидрофобизация, биозащита, обустройство обрешетки, покрытие кровельной сталью

реставрация кованных оконных решеток, ворот, люкарна: ручная расчистка, обработка от ржавчины, правка рихтовкой деформированных элементов, реставрация поверхности металла пайкой (рытвины, пробои, следы от коррозии и т.п), изготовление деталей (утерянных или требующих замены) методом ковки, сборка деталей методом ковки, огрунтовка, окраска кованных поверхностей.

— декор из шпиатра (маскароны, консоли, гирлянды): восстановление утраченных гранитных деталей декора по шаблонам;

— металлические декоративные главы: разборка, восстановление внутреннего каркаса, изготовление новых металлических глав выколоткой.

РЕСТАВРАЦИЯ ШПИАТРА

Большая часть декоративных элементов ограды выполнена из шпиатра, сложного многокомпонентного сплава из цветных металлов, основой которого является цинк.

Шпиатр использовался в XIX веке как заменитель бронзы. Изделия из шпиатра были дешевле, но не уступали по своей красоте бронзовым аналогам.

Реставрация шпиатра является сложным процессом, так как этот материал очень хрупок.

Устранение мелких дефектов выполнялось методом пайки. Перед этим проводилась большая работа по подбору припоя, который определялся только после проверки состава сплава.

При больших утратах и разрушениях восстановление проводилось методом отливки отдельных сегментов элементов декора или методом отливки всего элемента.    

​ИСТОРИЯ МЕСТА (подробнее читайте в блоге)

Особняк на Садовой-Черногрязской, дом 6, был построен предпринимателем, государственным служащим и меценатом Сергеем Павловичем фон Дервизом в 1886-1888 годах. Дом находится в квартале ограниченном большим Козловским переулком и площадью Красных ворот. Главный фасад здания выходит на Садовую-Черногрязскую улицу, а задний фасад в Хоромный тупик.

В XVII веке эти земли относились к Огородной слободе. Здесь проживали огородники, поставлявшие овощи и фрукты для царского двора. В слободе выращивали различные культуры, как в открытом грунте, так и в парниках. Собирали даже урожай арбузов и дынь.

Это была самая крупная слобода (к 1679 году — 373 двора), но застройка была очень разреженной, так как большие площади занимали огороды.

Во второй половине XVII века слободу начали заселять купцы, а с начала правления
Петра I здесь стали селиться приближенные царя, так как рядом проходила царская дорога, по которой Петр I ездил из Кремля в Немецкую слободу.

До Сергея Павловича фон Дервиза участок принадлежал разным владельцам, но главные фасады усадеб предыдущих владельцев всегда, были обращены в сторону Тупого переулка (ныне Хоромного тупика).

Особняки были ориентированы на Тупой переулок, так как он представлял собой один из въездов в усадьбу, которой сначала владели дворяне Волковы, а затем Юсуповы (1727 — 1917 гг.). С течением времени рядом с Юсуповыми, в переулке, построили свои усадьбы не менее родовитые российские семейства Бестужевых-Рюминых, Измайловых, Шуваловых.

После пожара 1812 года будущим участком фон Дервиза, последовательно владели представители известных дворянских родов Алмазовых (родственники Шереметьевых) и Жеребцовых.

В 1870 году это владение покупает семья Бутенопов (датские подданные родом из Голштинии). В Москве Бутенопы жили с начала 1830-х годов и владели фабрикой по производству передовой сельскохозяйственной техники, земледельческих орудий труда и башенных часов.

Именно на фабрике Бутенопов, в 1851 году были изготовлены часы для Спасской башни Московского Кремля. Этот механизм работает и в настоящее время.

В конце XIX века дела у Бутенопов пошатнулись, они стали продавать имущество, и Сергей Павлович фон Дервиз купил их землевладение у Красных Ворот.

Сергей Павлович вырос в очень богатой семье. Его отец — Павел Григорьевич фон Дервиз сделал капитал на строительстве железных дорог, и постепенно приобрел много недвижимости в России и за рубежом (Франция, Швейцария).

Все дома, виллы и усадьбы П.Г. фон Дервиза, а затем и его сыновей (Сергея и Павла) имели яркие архитектурные решения, и были отделаны с невероятной роскошью.

Особняк Сергея Павловича фон Дервиза на Садовой – Черногрязской улице

Над проектированием и строительством этого дома последовательно работали инженер — архитектор Николай Михайлович Вишневецкий, затем архитектор Федор Осипович Шехтель.

Дом был выполнен в стиле эклектика. Причем, выбранное направление эклектики, по сочетанию различных архитектурных стилей и элементов, являлось довольно редким для Москвы.

В своей основе дом фон Дервиза — это городской особняк в стиле флорентийского палаццо. Он отчасти напоминает крепость, так как полностью оформлен крупным штукатурным рустом отделанным под шубу.

Акцент фасада – это сильно выступающий ризалит с центральной и боковыми арками. Ризалит является парадным входом в здание. К его центральной арке пристроено массивное каменное крыльцо, а к боковым аркам ведут полукруглые пандусы, украшенные светильниками в виде женских фигур. Крыша ризалита является основой для балкона второго этажа.

По центру ризалита на картуше расположен герб фон Дервизов. В межоконных пространствах второго этажа находятся маскароны львов. Межэтажный пояс украшен сложной лепниной. Во фризе можно увидеть лепные изображения драконов, в лапах которых щит с надписью SVD (Sergei von Derwies). Оконные проемы декорированы лиственными и фруктовыми гирляндами.

Аттик здания украшают вазоны, стоящие на венчающих карнизах и тумбах. Тумбы объединены легкими решетками.

Н.М.Вишневецкий закончил свою работу в 1886 году. Затем к работе приступил Федор Осипович Шехтель.

Ф.О. Шехтель в этот период времени строил для С.П. фон Дервиза архитектурный ансамбль в селе Кирицы Рязанской губернии. Усадьба получилась абсолютно уникальной и производила огромное впечатление на всех, кто ее видел, поэтому Сергей Павлович решил привлечь архитектора к работе над своим московским особняком.

Строил Шехтель под руководством архитектора и инженера Василия Герасимовича Залесского, видимо потому, что в это время Шехтель еще не имел права на производство самостоятельных работ в Москве, так как, в силу обстоятельств, не смог получить полного профессионального образования. Право на самостоятельные работы было им получено только  в 1894 году.

Шехтель изменил внешний вид дома, который изначально был симметричным и имел по четыре окна по каждую сторону от центрального ризалита. Он спроектировал, с правой стороны, пристрой в три окна. Торец этой пристройки имел скругленный вид и был украшен венецианскими окнами.

Пристрой Шехтеля позволил увеличить количество парадных комнат и организовать более удобное личное пространство для владельцев дома.

Кроме личных покоев хозяев, в доме было несколько гостиных комнат и парадных залов, столовая, биллиардная, восточная комната, зимний сад, комната сейф, каминный зал, приемная и кабинет хозяина. В полуподвале размещались служебные и хозяйственные помещения. В здании были водопровод и канализация.

Оформление интерьеров во всем здании было сделано по авторским рисункам Ф.О.Шехтеля.

Вестибюль здания выполнен в готическом стиле, восточная комната по китайским мотивам, часть помещений можно отнести к раннему модерну. В доме много позолоты, лепнины, витражей, богатой росписи на стенах и плафонах потолков. Часть стен отделана тканями, украшена шпалерами и гобеленами. Обустроено несколько каминов.

Изображения герба фон Дервизов присутствуют в витражных окнах, на мраморной лестнице, в оформлении камина.

Интерьеры продуманы до мельчайших деталей – от сложносочиненных люстр и наборного паркета, до оформления подголовников диванов и формы дверных ручек.

Уникальность этих интерьеров заключается не только в том, они невероятно разнообразны и сложны, но и в том, что это была первая оформительская работа Шехтеля, выполненная в таком масштабе для жилого особняка в Москве.

Кроме особняка  на территории находилось здание, выстроенное в стиле ампир, которое осталось от предыдущих хозяев. Этот дом использовался как доходный. Его сдавали под квартиры и магазины.

Позже на территории особняка были выстроены два флигеля, которые со временем были надстроены дополнительными этажами.

Торцы флигелей выходят на красную линию улицы, объединяет эти флигели  высокая каменная ограда.

Ограда по улице Садовая-Черногрязская, 6

В 1908 году Сергей Павлович фон Дервиз навсегда покидает Россию и переезжает на постоянно место жительство во Францию. Его усадьбу приобретает нефтепромышленник Лев Константинович Зубалов, по заказу которого в 1911 году и была построена каменная ограда, в стиле римского барокко, высотой девять метров.

Автор ограды — архитектор Николай Николаевич Чернецов.

Ограда сложена из кирпича и облицована гранитными профилированными блоками красного и серого оттенков.

В центральной части ограды находятся проездные ворота. Ворота представляют собой сплошные кованные полотна, верхняя треть которых декорирована кованным ажурным причудливым растительным узором. Над воротами выстроен развитый венчающий карниз. Карниз поддерживает рапорт фигурных консолей с акантами.

Над аркой ворот, на месте замкового камня, установлен маскарон в виде мужской головы. Вертикаль ворот, с двух сторон, поддерживают выложенные из камня парные пилястры с капителями ионического ордера.

Правое и левое крыло ограды ритмично делят на пролеты гранитные пилоны. В верхней части пилонов закреплены маскароны львов с гирляндами. Над каждым пилоном, на венчающем карнизе ограды, закреплена фигурная главка сложной формы.

Венчающей карниз основного полотна ограды украшен небольшими орнаментальными выступами (дентикулами).

С левой стороны от ворот, в арке, находится кованая калитка, над которой расположено окно (люкарна). Далее (через пролет от калитки) три арочных окна с замковыми камнями. На окнах установлены решетки, за которыми находятся кованные металлические полотна.

С правой стороны от ворот, находятся пять глухих пролетов, шестой (крайний) пролет представляет собой нишу — экседру. В арочном пространстве ниши размещена полусферическая раковина, а сандрик над нишей украшен картушем с гирляндой.

Все декоративные элементы ограды выполнены из шпиатра (заменителя бронзы), сложного сплава из цветных металлов, основой которого является цинк.

С внутренней стороны ограды, по сторонам от ворот, находятся привратницкие помещения. Вся ограда и привратницкие помещения имеют кровельное покрытие.

На ограде установлена табличка с указанием: архитектора, десятника, каменотёса и даты строительства.

Лев Константинович Зубалов (1853-1914)

Л.К. Зубалов проживал в Москве был известен не только как крупный предприниматель, но и как благотворитель и коллекционер. Его коллекция включала, картины, фарфор, фаянс, мебель, часы, иконы, ковры и прочие предметы искусства, которые он перевез в особняк на Садовой-Черногрязской.

После смерти Л.К.Зубалова в 1914 году его жена и сын передали коллекцию в Румянцевский музей. С 1918 по1921 годы в особняке Зубалова находился филиал Румянцевского музея и одно из хранилищ Государственного музейного фонда. После расформирование музея (в 1924 году) коллекция Зубалова была распределена между ведущими музеями страны.

С 1940-х годов судьба особняка С.П.фон Дервиза – Л.К.Зубалова  была связана с режимными объектами. В 1920 году в здании разместили особое Техническое бюро Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), затем НИИ-20. В 1941 году НИИ-20 был эвакуирован из Москвы и здание было передано ВНИИЭМ, которым с 1941 по 1993 годы руководил ученый (электротехник, электромеханик), один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики Андроник Гевондович Иосифьян (1905-1993).

Подробнее читайте в блоге.

ПолезноеНаши объекты

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть другие объекты

Наши заказчики  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress