Землевладение, на котором был построен Покровский монастырь, в начале XVII века было известно тем, что здесь располагались Убогие дома или Скудельницы, то есть общие могилы, где хоронили бездомных и странников погибших случайной или насильственной смертью, людей умерших от мора, а также казненных.
Данная скудельница, скорее всего, была задействована еще во время страшного голода 1601-1603 года, когда в Москве погибло более 127000 жителей.

Исторические сведения указывают на то, что в 1606 году сюда было привезено тело Гришки Отрепьева (Лжедмитрия I), монаха расстриги, сбежавшего из монастыря и объявившего себя сыном Ивана Грозного – Дмитрием.
Дмитрий прожил всего 8 лет, умер при невыясненных обстоятельствах и похоронен был не принародно, поэтому периодически возникали слухи о том, что царевич может быть и жив.
Авантюристу Отрепьеву удалось воспользоваться этими слухами и обманом взойти на престол, но пробыл он на нем недолго. Меньше, чем через год, в ходе переворота Лжедмитрий I был свергнут, жестоко убит и свезен в скудельницу. Но захоронения не случилось, так как после того как Лжедмитрия – Отрепьева привезли на кладбище, там начали происходить разные необъяснимые явления, что пугало людей и порождало разные слухи. Для того чтобы прекратить всяческие волнения тело Отрепьева перевезли в село Котлы, сожгли, забили пепел в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
В 1613 году на престол взошел первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович (1596-1645 гг.). Его отцом и регентом был Фёдор Никитич Романов-Юрьев (1554-1633 гг.), который при Борисе Годунове был сослан в монастырь и насильно пострижен в монахи с именем Филарет.
Став царем Михаил Федорович вернул отца из ссылки и уже в 1619 году Филарет был наречен на патриаршество.
Патриарх Филарет фактически был соправителем своего сына, имел огромное влияние на него и участвовал в принятии всех важнейших государственных решений.
1 октября 1633 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы патриарх Филарет скончался, а в 1635 году в память об отце Михаил Федорович решил учредить Покровский мужской монастырь и отдал под него землю Убогих домов у Семеновской (ныне Покровской) заставы. Поэтому изначально обитель, которая была построена на месте скудельницы, называлась Монастырь «Покрова на убогих домах».
Выбор Михаилом Федоровичем этих земель для основания монастыря связывают и с тем, что патриарх Филарет скончался в праздник Покрова и с тем, что именно в этот праздник на Убогие дома совершались крестные ходы из московских храмов и монастырей для проведения соборной панихиды и погребения умерших.
Монастырское владение на земли было закреплено царской грамотой. Но активное строительство началось лишь через 20 лет, уже в царствование Алексея Михайловича (сына Михаила Федоровича). Именно при нем обитель была полностью построена и снабжена утварью.
В пасхальные дни Алексей Михайлович с сыном Федором всегда посещали монастырь и оставляли обители щедрые пожертвования.
Еще до основания монастыря на Убогих домах стояла деревянная одноглавая церковь Покрова Божьей Матери, которая первоначально и стала главным храмом монастыря. В 1655 году она была перестроена в камне.
Покровский монастырь. Колокольня монастыря. Фото 1905 г. Взорвана в 1926 г. Двух-этажная каменная церковь Покрова Божией Матери(в центре), совершена в 1810 году, справа церковь Воскресения Словущего освящена в 1772 г. Покровский монастырь в Москве. 1882 г.
По описи 1763 года на территории монастыря находились: каменная одноглавая церковь Покрова Божьей Матери 1655 года, пятиглавая церковь во имя Всех Святых 1682 года и шатровая каменная колокольня 1707 года с восемью колоколами и немецкими часами с боем. Также на территории обители находились помещения, где были расположены настоятельские кельи и кельи для братии. Каменная ограда монастыря была покрыта тесом с деревянными перекладинами и имела по углам пять четырехугольных башен.
При императрице Елизавете Петровне, в 1751 году, в Покровском монастыре разместилась еще и духовная семинария. Для этого учебного заведения, по указу императрицы, был построен двухэтажный каменный корпус с кухней и погребом. Семинария просуществовала до 1776 года.
На содержание монастыря и его обитателей государство отпускало жалование, также монастырь получал доходы с четырех часовен, которые находились в разных частях Москвы, и имел доход от земель, которые сдавал в аренду.
Но, при Екатерине II, в 1764 году, после выхода «Манифеста о секуляризации монастырских земель», статус московского Покровского монастыря изменился. Он был отнесен к классу заштатных и лишился всяческой государственной финансовой поддержки, то есть остался на самообеспечении.
Для обители наступили тяжелые времена. Средств на поддержку хозяйства крайне не хватало. Церкви, жилые и хозяйственные постройки постепенно ветшали, ограда разрушилась настолько, что ее пришлось разобрать.
В самый критический момент, в конце XVIII века, на помощь Покровскому монастырю пришло московское купечество.
На средства купцов в 1792-1798 годах, на месте обветшавшего храма Всех Святых (1682 г.) был выстроен новый храм с трапезной палатой. В 1799 году была перестроена в барочном стиле и обрела вид трехярусной колокольня. Были обновлены настоятельские и братские кельи, восстановлена ограда. Также на средства купцов, на территории монастыря, была построена богадельня для мужчин, а на Семеновской улице для женщин. В 1808 году на месте обветшавшего и разобранного Покровского храма, начал строиться Покровский собор. Все эти работы были выполнены до Отечественной войны 1812 года.
После того как французские войска вошли в Москву на территории монастыря поселился командир Польского корпуса граф Мишель Мари Клапаред. Солдаты разграбили монастырь и частично разрушили постройки.
После войны жизнь монастыря возрождалась и поддерживалась великим подвижничеством его настоятелей, а также силами монашествующей братии, небогатых прихожан и ответственного купечества.
В 1814 году было закончено создание одноглавого с шестью престолами Покровского собора. Он был выстроен в стиле классицизм.
В 1833-1836 годах была выстроена новая ограда, она была выше прежней и имела восемь башен.
В 1854-1856 годах, ставшая тесной соборная церковь Всех Святых была перестроена в архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским. Он был идеологом раннего этапа эклектики (историзма) и успешно воплотил это направление при строительстве храма, в котором снаружи сочетаются элементы романско-греческой архитектуры, а интерьеры выполнены в лучших традициях русско-византийского стиля. Позже церковь была переосвещена в честь Воскресения Словущего (Воскресенский храм).
Зодчему удалось построить просторный пятиглавый собор с тремя престолами, сохранив в его основе часть конструкций старой церкви.
В 1870 году монастырь приобрел статус миссионерского, и здесь начали готовить подвижников, которые затем ехали проповедовать в Сибирь.
В 1886 году, в связи с расширением монастырского некрополя, часть общей монастырской ограды была перестроена по проекту Василия Николаевича Корнеева.

В 1893 году при монастыре была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, а затем и приют для мальчиков.
На территории монастыря постоянно проходили занятия пастырских курсов, в монастырских храмах проходили практику будущие священнослужители.
Во время Первой мировой войны монастырь помогал лазарету, в котором находилось более 500 раненых.
После революции 1917 года начались длительные репрессии. Часть обитателей монастыря были расстреляны прямо на его территории, остальные сосланы. Оставшиеся в живых настоятель, монахи и преданные прихожане делали все возможное, чтобы монастырь существовал как можно дольше и чтобы в храмах шли службы.
Но разрушения было не остановить. Купола снесли, кресты сняли, Покровский храм отобрали. На территории монастыря власти хотели устроить концлагерь, но затем от этой идеи отказались и переоборудовали жилые помещения под общежитие для сотрудников трамвайного депо имени Н.Бухарина.
В 1926 году взорвали колокольню. Власти хотели взорвать и храмы, но делать этого не стали из-за опасения, что могут пострадать городские строения за стенами монастыря.
В 1929 году закрыли и Воскресенский храм, таким образом, жизнь монастыря прекратилась.
Далее, практически все 70 лет советской власти, в зданиях монастыря располагались: тресты, конторы, типография, спортивные и бильярдные залы.
С 1994 года началось возрождение Покровского монастыря, но уже в качестве женской монашеской обители. Теперь это Покровский ставропигиальный женский монастырь.
В 1998 – 1999 годах Святейшим Патриархом Алексием II были освещены пределы храма Покрова Пресвятой Богородицы, в 2001 году он освятил Воскресенский собор и в 2002 году воссозданную колокольню
С 1998 года в обитель с Даниловского кладбища были перенесены останки праведной старицы Матроны, к которым идет неиссякаемый поток паломников.
НЕКРОПОЛЬ ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
С западной стороны от монастырских построек располагался один из самых больших московских некрополей, который начал формироваться еще в 1650-х годах.
В начале XX века на кладбище было около полутора тысяч уникальных надгробий. Оно имело огромную историко-мемориальную ценность, так как здесь находили последнее прибежище особо почитаемые священнослужители, представители самых известных дворянских родов и видные представители купеческого сословия.

Например, в Покровском некрополе находилось семейное захоронение Боткиных – известнейшей династии предпринимателей, художников и врачей. Здесь же была могила богатейшего купца и крупнейшего коллекционер П.И. Щукина.
Также на кладбище были многочисленные захоронения самых известных представителей грузинских княжеских родов и грузинского духовенства.
К концу XIX века некрополь значительно разросся, и возникла необходимость его расширения. Под кладбище была отдана земля монастырских огородов. В связи с этими переменами потребовалось перестроить часть монастырской ограды.
В 1886 году западную сторону ограды с въездными воротами разобрали, оставив только ту часть стены, в которую упирался Тихий тупик, а южную часть стены с башнями перестроили по проекту архитектора Василия Карнеева.

В целом ограда стала представлять собой высокую каменную стену, по сторонам которой были расположены кубические башни с въездными воротами, а по углам восьмиугольные башни.
Вскоре после Великой Октябрьской революции, в 1925 году, некрополь сравняли с землей и устроили на части его территории футбольное поле для работников трамвайного депо имени Н.И.Бухарина, которых заселили в монастырские помещения.
С 1927 года уже вся площадь некрополя была занята зоной отдыха. Здесь появились: сквер, эстрада, спортивная зона, клуб имени Н.И.Бухарина. В 1934 году этот парк стал называться Парком культуры и отдыха Ждановского района, в настоящее время это Таганский парк.
Часть сохранившихся монастырских стен XIX века с одной угловой и одной воротной башней теперь являются частью ограды парка. В 2017 году стены и башни были отреставрированы и украшены воссозданными барельефами 1934 года.
В 1990-х, в годы возрождения монастыря, были найдены некоторые сохранившиеся надгробия, и в память об уникальном некрополе на территории монастыря был установлен поклонный крест.
В 1996 году часть основной территории Таганского парка, площадью более трех гектаров была возвращена Покровскому ставропигиальному женскому монастырю по распоряжению Правительства Москвы.
