Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль площади, XIX-XX вв. – Здание Казанского вокзала, 1912-1914 годов, архитектор А.В.Щусев», г. Москва, Комсомольская площадь, 2
ИСТОРИЯ МЕСТА
В XVII веке на месте нынешней Комсомольской площади были земли, включающие луга, болота, речку Чечёру, протекающий через болото приток Чечёры — Ольховец, и Великий пруд (позже названный Красным). Пруд этот был известен еще с 1423 года. Он появился после создания запруды на Ольховце и был действительно Великим, так как занимал площадь размером 23 гектара, что было сопоставимо с площадью Кремля.
Около пруда находилось поле, с которого виднелся путевой дворец царя Алексея Михайловича. Особенно заметна была деревянная башня, которую по-татарски называли «каланчей», поэтому в народе поле и прозвали Каланчевским.
В конце XVIII века на поле был построен артиллерийский двор, состоящий из деревянных построек, где производились и складировались пушки, и ядра. Здесь же было оборудовано и стрельбище.
Во время пожара 1812 года артиллерийский двор загорелся, что привело к страшным взрывам, сильнейшая волна от которых прокатилась по востоку Москвы. Огнем и взрывами двор был полностью уничтожен, но из-за опасной близости к растущему городу, восстанавливать его уже не решились.
В 1837 году в России открылась первая общественная железная дорога (Царскосельская). С этого времени началось активное формирование сети российских железных дорог, и московское Каланчевское поле было выбрано для строительства вокзалов.
На том месте, где некогда размещался артиллерийский двор, было построено два вокзала – нынешние Ленинградский и Ярославский
В 1842 году император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги от Петербурга до Москвы. Строительство полотна началось в 1843 году, и было закончено в 1851 году. Вместе с открытием дороги в Москве открылся и вокзал, который последовательно назывался: с момента открытия Петербургским, после смерти Николая I в 1855 году стал Николаевским, в послереволюционное время с 1923 года именовался Октябрьским и с 1937 года стал Ленинградским. Проект вокзала разработал архитектор К.А.Тон.
В 1862 году, в связи с началом работы железной дороги от Москвы до Сергиева посада, между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен и открылся Троицкий вокзал. Он был назван Троицким потому что, в Сергиевом посаде находилась Троице-Сергиева лавра, куда и ехало большинство пассажиров.
Вокзал сменил название на Ярославский в 1870 году, когда железнодорожное полотно было продлено до Ярославля. В 1922 году вокзалу дали название Северный, а с 1955 года он вновь стал Ярославским. Первоначальный проект вокзала принадлежал архитектору М.Ю.Левестаму. С течением времени зданию потребовалась масштабная реконструкция, которая и была выполнена в период 1902-1904 по проекту Ф.О.Шехтеля.
Рязанский вокзал, впоследствии ставший Казанским, открылся, как и Троицкий, в 1862 году. На месте бывшего артиллерийского двора уже стояли два вокзала, а под строительство третьего территориально подходил только заболоченный участок Каланчевского поля.
Для того, чтобы сделать участок пригодным для строительства здания — болото осушили, а приток реки Чечёры Ольховец заключили в трубу.
Из-за весенних разливов Чечёры существовала постоянная угроза затопления вокзалов. Поэтому в начале 1900-х годов речку заключили в трубу, в этот же период засыпали и Красный (Великий) пруд.
Так сформировалась вокзальная площадь, которая еще долгое время называлась Каланчевской. В 1931 году в Москве была заложена первая шахта Метростроя. Началось строительство московского метро. Самыми активными и передовыми строителями метрополитена были комсомольцы. Именно в честь их ударного труда в 1933 году Каланчевская площадь и была переименована в Комсомольскую.
РЯЗАНСКИЙ — КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ
На месте нынешнего Казанского вокзала, в 1862 году, «Обществом Саратовской железной дороги» было построено деревянное здание вокзала, который назвали Рязанским, хотя на тот момент времени железная дорога дошла только до Коломны. Далее пути продолжить не смогли, так как у общества закончились средства, и оно закрылось.
В 1863 году было учреждено «Общество Московско-Рязанской железной дороги», усилиями которого всего за год дорога до Рязани была достроена. В 1864 году дорога открылась. Одновременно с дорогой открылось и новое, выполненное уже в камне, здание вокзала.
Первым автором проекта каменного вокзала стал М.Ю. Левестам.
Здание
было одноэтажным, не изобиловало деталями и выглядело довольно скромно. Только
по его центру выделялась шатровая башня с часами. Постройка располагалась параллельно
железнодорожным путям, а ее крыша была объединена с покрытием дебаркадера и
платформ.
В 1891 году правление «Московско-Рязанского железнодорожного общества» решило взять на себя обязательство по строительству железной дороги до Казани, в связи с чем, сменило название на «Московско-Казанское железнодорожное общество».
В 1893 году полотно было построено и движение до Казани открыто. С этого момента вокзал стали именовать Казанским, хотя еще в течение практически 20 лет его называли и Рязанским, и Казанским. Возможно в силу того, что движение до Казани, из-за отсутствия моста через Волгу, не было прямым, а осуществлялось по двум линиям. «Романовский» мост через Волгу был построен только в 1913 году, и уже с этого момента за вокзалом прочно укрепилось название Казанский.
Сразу после открытия в 1893 году направления на Казань сильно увеличился пассажиропоток, и стало ясно, что здание вокзала не справляется с такой нагрузкой. Оно было тесным и неудобным как для пассажиров, так и для железнодорожных служб. Но, тем не менее, в таком виде оно оставалось еще долгие годы.
КОНКУРС «ВОРОТА НА ВОСТОК»
В 1911 году Московско-Казанское железнодорожное общество объявило конкурс на лучший проект нового Казанского вокзала. Конкурс проходил под девизом «Ворота на Восток». В состязании зодчих приняли участие два архитектора-гиганта Федор Осипович Шехтель и Алексей Викторович Щусев, а также архитектор-художник Е.Н.Фелейзен.
Проекты Ф.О.Шехтеля и А.В.Щусева привлекли наибольшее внимание. Интересно, что работы обоих зодчих удивительным образом оказались очень схожи внешними очертаниями и представляли собой изображение здания, состоящего из разновеликих объемов с центральной башней. Почему был выбран проект именно А.В.Щусева доподлинно не известно. Но имеют право на жизнь два предположения.
Во-первых, А.В. Щусев славился тем, что он не был приверженцем какого-то одного архитектурного стиля, а одинаково талантливо работал во многих из них. В проекте Казанского вокзала он сумел удачно объединить неорусский стиль с московским барокко и искусством востока. При этом все главные архитектурные формы он разместил со стороны Каланчевской площади, что было наиболее выгодно с точки зрения формирования ее композиционно-пространственной структуры.
Во-вторых, одним из руководителей Московско-Казанского акционерного железнодорожного общества был Николай Карлович фон Мекк, который очень доверял мнению и вкусу своего племянника Владимира Владимировича фон Мекка и мог прислушаться к его совету.
Владимир Владимирович служил при великой княгине Елизавете Федоровне, которая была основательницей Марфо-Мариинской обители. С 1908 года при обители по проекту А.В.Щусева строилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В.В. Мекк курировал строительство, видел Щусева в работе, был сильно впечатлен талантом зодчего, и действительно мог посоветовать дяде выбрать вариант вокзала именно этого архитектора.
ПРОЕКТ А.В.ЩУСЕВА
В проекте Щусева здание имело двухсотметровый фасад, который выходил сразу на три направления — Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. При этом постройка не выглядела однообразно, так как представляла собой совокупность разных ассиметричных объемов, органично связанных центральной башней.
С одной стороны, создавалось впечатление, что это не здание, выстроенное по проекту одного архитектора, а исторически сложившийся квартал. С другой стороны, комплекс складывался в единый ансамбль, чему способствовало наличие многочисленных укрупненных деталей в художественном оформлении фасадов: пилястр, волют, филенок, кирпичного и лепного декора.
В архитектурном решении присутствовали мотивы новгородско-псковской архитектуры, и чувствовалось влияние модерна. В декоре преобладало позднее московское барокко, а акценты расставляли элементы, связанные с искусством востока.
Шпиль центральной башни, на высоте 70-ти метров венчал флюгер в виде крылатого дракона Зиланта — древнего символа Казани. Флюгер имел высоту 2,7 метра и в реальном исполнении весил 250 килограмм. Башня вместе с флюгером достигала высоты 73 метра. Одной из первоначальных задумок А.В.Щусева была еще и внутренняя мечеть с минаретом в башне.
Щусев
внес в проект много архитектурных отсылок. Центральная башня вокзала имеет пять
ярусов и является копией крепостной башни Казани – Сююмбике. Причем интересно,
что, в свое время, башня Сююмбике была построена образцу кремлевской Бровицкой
башни.
Круглая башня Казанского вокзала является копией Кремлевской Кутафьи башни, а башня с часами является практически полным аналогом башни собора Святого Марка в Венеции. Похожа и сама башня и часы с циферблатом в виде знаков зодиака. Эскиз знаков зодиака для циферблата часов Казанского вокзала разработал сам Щусев и заказал эти знаки в Петербурге.
ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Окончательно проект А.В.Щусева был утвержден в 1913 году, а затем началось строительство, затмившее собой все вокзальное строительство в Москве. Так как Казанский вокзал должен был стать символом единства Европы и Азии, к реализации проекта были призваны самые лучшиеархитекторы, инженеры и художники. Над интерьерами Казанского вокзала трудились Е.Лансере, Н.Рерих, А.Бенуа, Б.Кустодиев, З.Серебрякова.
А.В.Щусев лично руководил строительством, со временем для него даже оборудовали мастерскую в недостроенном здании вокзала. Но, не смотря на все усилия архитектора, работа продвигалась очень медленно, так как ее ведение совпало со сложными годами Первой мировой войны и революционными потрясениями. Стройка часто останавливалась из-за нехватки средств и рабочих рук.
К 1915 году был заложен фундамент, оборудована котельная, построено багажное отделение и возведена центральная башня. Крышу удалось построить лишь к 2017 году. В 1919 году вокзал было разрешено эксплуатировать, хотя он был еще и не достроен. В 1926 году был завершен первый этап строительства и отделки, а основной этап только к 1940 году. В целом вокзал продолжал достраиваться и обустраиваться практически в течение всего XX века.
Башенные часы изготовил мастер В. Пушкарев. Они были пущены в ход только в 1923 году. Для часового боя в них использовался колокол, который в 1941 году был сорван взрывом фугасной бомбы и вернулся на прежнее место лишь через тридцать с лишним лет, в 1970-х годах.
Жемчужиной вокзала стал его невероятной красоты зал — ресторан напоминающий своими формами трапезные палаты XVII века. В оформлении было много лепнины и позолоты. В простенках размещались огромные зеркала в фигурных золотых рамах. Живописные вставки, выполненные по эскизам Е.Лансере в стиле времен русского барокко, расширяли и без того огромное пространство. В настоящее время помещение ресторана является залом ожидания повышенной комфортности.
В середине 1930-х годов в здании вокзала была построена тоннельная
галерея к станции метро «Комсомольская». По бокам от входа в метро до сих пор сохранился
редкий образец ранней послереволюционной геральдики с изображением серпа,
молота и пшеничного колоса.
В 1950-х был обустроен и соединен с метро подземный зал для пассажиров пригородных поездов.
РЕКОНСТРУКЦИЯ КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА К 850-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
В 1987-1997 годах, в период подготовки к празднованию 850-летия Москвы, началась масштабная реконструкция вокзала. За время ее проведения были воплощены в жизнь многие первоначальные задумки Щусева, которые не были реализованы при его жизни.
А.В.Щусев хотел сделать платформы Казанского вокзала крытыми. В центральной части предполагалось металлическое перекрытие, а по бокам железобетонные. Но эти работы так и не были выполнены, и все советские годы платформы оставались открытыми. Во время реконструкции перекрытия были созданы, правда, уже не по чертежам Щусева, а в современном инженерном решении.
Еще одной из первоначальной задумок Щусева было строительство со стороны Рязанского проезда — Царской башни. По одной из версий, башня должна была стать вестибюлем для выхода пассажиров в город, по другой версии, башня должна была являться залом ожидания для императорской семьи и местом, где император Николай II мог проводить приемы и встречи.
Царскую башню тоже возвели только в период реконструкции, и строилась она по сохранившимся чертежам Щусева. В итоге, со стороны Рязанского проезда, возникла двухъярусная башня, завершающаяся шпилем, которая стала настоящим украшением вокзала. Ее выступающая из плоскости комплекса конструкция имеет арочные проходы-порталы и широкую лестницу, а необычный индивидуальный декор делает башню очень заметной на фоне боковых, более скромных фасадов.
Царская башня полностью отдана под культурное пространство. В ней размещается постоянно действующая выставка картин Народного художника России Дмитрия Белюкина, а также проводятся временные выставки других российских художников и различные тематические выставки.
Во время реконструкции также были возведены новые корпуса вокзала по Рязанскому проезду и Новорязанской улице. Эти корпуса были запроектированы еще А.В.Щусевым. В современном варианте они отличаются от задуманных архитектором, но спроектированы и выполнены настолько близко к авторскому стилю Щусева, что органично вписались в существующий комплекс зданий.
В 2016 году закончились масштабные реставрационные работы, которые проводились как на фасадах здания, так и во внутренних помещениях. Исторический вид был возвращен не только стеновым пространствам, но и деталям оформления, таким как: светильники, фонари, дубовые двери, флагштоки. На главной башне заменили ограждения каждого из ярусов, а зале ожидания повышенной комфортности (бывшем ресторане) отреставрировали живопись на плафонах и панно. Таким образом, Казанскому вокзалу было возвращено все его великолепие.