Выполненные работы
Ремонтно-реставрационные работы западного фасада и интерьеров:
— разборка кладки стен, столбов, колонн, сводов, арок, глав, выявление исторических ниш;
— разборка воздуховодов из листовой стали, обустройство воздуховодов;
— реставрация поврежденных поверхностей кирпичной кладки путем обмазки специальным раствором с воспроизведением форм отдельных глубоко выветрившихся кирпичей;
— укрепление расслоившейся кирпичной кладки путем инъектирования связующими растворами;
— реставрация швов кирпичной кладки путем заполнения специальным раствором;
— отделка поверхности кирпичной кладки по специальной технологии с применением новейших синтетических материалов;
— укрепление кирпичных кладок путем заделки стальных балок, рельсов, связей;
— укрепление стен, столбов и других конструкций;
— реставрация и воссоздание штукатурки фасадов по кирпичным поверхностям известково-цементным раствором: гладкие стены, цоколь, карнизы, откосы;
— разборка заполненных оконных и дверных проемов;
— установка вновь изготовленных дверных/оконных коробок и колод;
— остекление оконных и дверных переплетов;
— обработка каменных, бетонных, кирпичных и деревянных поверхностей антисептиком;
— приспособление для современного использования;
— утепление чердака;
— реставрация интерьеров главного дома;
— реставрация интерьеров подвала главного дома;
— реставрация полов Зеленого и Зеркального залов.
История места
Козицкий переулок находится в одном километре от Кремля, в непосредственной близости от того места, где в конце XVI века были Тверские ворота Белого города. От этих ворот шла дорога на Тверь, далее на Новгород Великий, а с началом XVIII века появилась дорога на Санкт-Петербург.
Козицкий переулок до конца XVIII века назывался Сергиевский, по церкви Сергия Радонежского, находящейся на углу этого переулка и улицы Большая Дмитровка.
Церковь Сергия Радонежского (ул. Большая Дмитровка,21/Козицкий пер.,7).
Деревянный храм находился на этой территории с 1625 года. В 1652 году он был перестроен в камне. В конце XVII века храм опять был полностью перестроен.
Новая пятиглавая церковь с колокольней была выполнена в стиле нарышкинского барокко. В советское время, в 1934 году, храм был закрыт, а затем снесен. На его месте возвели жилой дом для сотрудников милиции. Этот дом сохранился, его современный адрес — Козицкий переулок,7.
В 1790-х годах на углу Тверской улицы и Сергиевского переулка, по проекту М.Ф. Казакова, был выстроен дом для Екатерины Ивановны Козицкой (1746-1833), одной из богатейших женщин России, дочери и наследницы уральского промышленника И.С. Мясникова. На момент постройки здания Екатерина Ивановна была вдовой кабинет-секретаря Екатерины II — Григория Васильевича Козицкого. По владению Козицкой и был переименован переулок.
Дом Анны Ивановны Лобковой — Козицкий переулок, 5
Несмотря на то, что усадьба по Козицкому переулку, 5, имела много владельцев, за ней, до настоящего времени, закрепилось название — дом А.И.Лобковой.
Здание находится в северо-западной части Белого города, в квартале, ограниченном Козицким переулком, Тверской улицей, Страстным бульваром и улицей Большой Дмитровкой.
Усадьба расположена на северной стороне Козицкого переулка, недалеко от пересечения с Большой Дмитровкой. Владение сохранилось в своих исторических границах и имеет территорию близкую по форме к квадрату.
История усадьбы прослеживается с первой половины XVIII века. В период 1738-1742 гг. на ее территории было три домовладения, отстоявших на большом расстоянии от фронта переулка:
— владение дворцового водочника Ивана Григорьева, в 1740-х -1750-х гг. перешедшее иноземцу Вениамину Яковлевичу Шредеру;
— владение сенатского секретаря Петра Ивановича Богданова;
— владение княгини Прасковьи Петровны Шаховской, позже перешедшее князю Ивану Михайловичу Оболенскому.
С 1757 по 1764 гг. все три участка скупил купец второй гильдии Матвей Никифорович Дудин. Сначала он приобрел участки Шредера и Богданова, а затем участок Оболенского.
Свои каменные палаты Дудин поставил в глубине владения, и направил в сторону, не существующего ныне, Молочного переулка, который проходил параллельно Козицкому переулку, по задней(северной) границе участка.
Затем Дудин присоединил к своему владению обширный сад, расположенный вдоль фронта Козицкого переулка. Сад начинался от левой (западной) границы участка Дудина и заканчивался на границе с территорией церкви Сергия Радонежского. Таким образом участок Дудина, приобрел Г-образную форму.
В 1770-х годах владельцем усадьбы становится генерал-майор Федор Матвеевич Шестаков, который присоединяет к участку, находящийся с правой (восточной) стороны сад Алалыкина и территория владения приобретает квадратную форму.
Шестаков ставит на месте алалыкинского сада три новых деревянных здания. К этому времени Молочный переулок был уже упразднен, и его территорию заняло обширное владением Бенкендорфа. Поэтому Ф.М. Шестаков, построив четвертое здание, ориентирует его на Козицкий переулок.
При Шестакове разбираются каменные палаты и начинается формирование застройки по периметру участка.
В 1787 году Ф.М.Шестаков умирает и владение переходит к его родственнику генерал-провиантмейстеру Петру Тимофеевичу Лобкову. С 1793 года хозяином усадьбы становится бригадир Василий Дмитриевич Лобков, а с 1797 года его вдова — Анна Ивановна Лобкова.
При Лобковых по фронту Козицкого переулка, с отступом от правой (восточной) границы участка, строится каменный двухэтажный усадебный дом, авторство которого приписывается архитектору М.Ф.Казакову.
На плане 1799 года отражен и этот дом, и построенный несколько позже, с левой (западной) стороны от главного дома двухэтажный уличный флигель. Между домом и флигелем находился въезд во двор.
Вход в главный дом был расположен с левого торца здания (по направлению от Тверской).
В 1800 году А.И.Лобкова объединяет дом и уличный флигель каменной двухэтажной пристройкой с арочным проездом. Эта пристройка, с внешней стороны, позволяет облагородить вход в дом, а с внутренней стороны, дает возможность обустроить в новых дополнительных помещениях вестибюль и гардеробную для гостей.
После переустройства главного дома, начинается обновление дворовых построек. В этот период, по границам участка, двор заполнен деревянными и деревянными на каменном фундаменте зданиями, как жилого, так и хозяйственного назначения. Все эти постройки Лобкова заменяет на каменные.
По задней (северной) границе двора строится здание конюшни и каретного сарая, по левой (западной) границе – кухня, по правой (восточной) стороне, граничащей с причтовыми постройками Сергиевской церкви, строится двухэтажный жилой корпус.
В 1820 году Анна Ивановна Лобкова продает усадьбу генерал- лейтенанту князю Борису Андреевичу Галицыну. Галицын надстраивает конюшню и каретный сарай жилым мезонином и полностью замыкает левую (западную) границу территории еще одним каменным двухэтажным корпусом.
После смерти Б.А.Галицына (в 1822 г.), владение используется как доходное, и все жилые помещения сдаются внаем.
С 1833 года усадьба переходит к статской советнице В.А. Глебовой. В 1846 году Глебова выкупает у Сергиевской церкви участок земли и занимает его хозяйственными постройками.
С 1856 года владелицей усадьбы становиться племянница Глебовой — Прасковья Николаевна Лопыревская, а с 1860 г. по 1883 г. владельцем является ее муж — архитектор Михаил Осипович Лопыревский.
В 1862 г. М.О.Лопыревский доводит всю застройку усадебного двора до двухэтажного вида, а со временем еще надстраивает правый и левые дворовые флигели третьим этажом, таким образом увеличивая доходность владения.
В 1894 г. наследники Лопыревского продали усадьбу, и в ней в период 1897-1898 гг. размещалась типография. Производство находилось в главном доме, в правом (восточном) флигеле жили типографские служащие, а в левом (западном) курьеры. Задний (северный) корпус сдавался внаем.
В начале 1910-х гг. были планы по надстройке главного дома третьим этажом, но они не осуществились.
В начале 1920-х гг. усадебные постройки были переданы под студенческие общежития Московского правового института им. П.И. Стучки.
После общежития помещения приспособили под коммунальные квартиры.
С 1964 года в здании размещается Государственный институт искусствознания.
В 1970-х- 1980-х гг. начали сносится дворовые строения. Корпуса с правой (восточной) стороны были снесены полностью. От заднего (северного) корпуса осталась только небольшая часть, примыкающая к левому (западному) флигелю. Со временем и эта небольшая часть северного флигеля была снесена, и остался только западный флигель.
В результате сформировалась Г-образная застройка. По линии Козицкого переулка – главный дом, уличный флигель и объединяющая их пристройка, а со стороны двора длинный левый (западный) флигель, примыкающий к уличному флигелю.
Архитектурное решение
Построенные Лобковыми — главный дом с уличным флигелем и объединяющая дом и флигель пристройка, оформлены в стиле раннего и зрелого классицизма.
Главный дом имеет одиннадцать осей. Четкое вертикальное членение здания обеспечено за счет окон, утопленных в ниши, раскреповки антаблемента и выступающего четырехпилястрового портика, устроенного на простенках.
Пилястры портика завершаются ионическими капителями с сережками.
Капители с сережками или французские капители, ввел архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). Этот архитектурный элемент стал очень популярен и долгое время применялся в московских постройках.
На втором этаже, над окнами портика, выполнены рамы в форме ромбов, по центру которых находятся объемные скульптурные головки.
Окна второго этажа, по обеим сторонам от портика, украшены в верхней части изящными лепными орнаментальными композициями.
Объединяющую дом и уличный флигель пристройку делают заметной три вытянутых арочных окна на втором этаже. Все окна украшены декоративными балкончиками с ограждениями в виде балюстрады. Центральное окно (над проездной аркой) заглублено в нишу и оформлено двумя полуколоннами. На самом деле центральное окно является окном лишь в верхней части, так как нижняя часть окна представляет собой распашные двери.
Самый скромный вид имеет уличный флигель. У него гладкие стены и окна, оформленные простыми тянутыми наличниками.
Не смотря на различия в оформлении, все три здания составляют единую гармоничную композицию.
Внутренняя планировка главного дома соответствует дворянскому особняку первой половины XIX века.
Второй этаж в передней части, выходящей окнами на Козицкий переулок, представляет собой сквозную, во всю длину здания, роскошную анфиладу парадных комнат.
Интерьеры здания буквально заполнены декоративными элементами. В них присутствуют пилястры, колонны, кессонированные своды, изобилие лепнины (карнизы, розетки, медальоны), росписи плафонов, сводов и стен, в том числе и роспись в технике гризайль.
Все оформление дома, включая и мебель XIX века, находится в сохранном состоянии.
Подробнее о месте, читайте в блоге.