Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

«Городская усадьба, конец XIX – начало XX вв.» Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6

О компании - Блог - «Городская усадьба, конец XIX - начало XX вв.» Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6

Усадьба С.П.фон Дервиза – Усадьба Л.К. Зубалова – АО «Корпорация ВНИИЭМ»

Адрес: г.Москва, ул. Садовая-Черногрязская, дом 6

Фактический адрес: Хоромный тупик, дом 4, строение 1

​ИСТОРИЯ МЕСТА

Особняк на Садовой-Черногрязской, дом 6, был построен предпринимателем, государственным служащим и меценатом Сергеем Павловичем фон Дервизом в 1886-1888 годах. Дом находится в квартале ограниченном большим Козловским переулком и площадью Красных ворот. С улицы дом не виден, так как полностью скрыт за массивной каменной оградой.

Главный фасад здания выходит на Садовую-Черногрязскую улицу, а задний фасад в Хоромный тупик.

ТОПОНИМЫ

Часть улицы по садовому кольцу получила приставку «Черногрязская» от реки Черногрязки (правого притока Яузы). Река проходила рядом с Трехсвятительским тупиком, названным так по находящейся рядом, у Красных ворот, церкви Трех Святителей в Огородниках (снесена в 1928 году). Со временем тупик был переименован в Тупой переулок, а после 1922 года в Хоромный тупик. В советский период река Черногрязка была заключена в коллектор.

В XVII веке эти земли относились к Огородной слободе. Здесь проживали огородники, поставлявшие овощи и фрукты для царского двора. В слободе выращивали различные культуры, как в открытом грунте, так и в парниках. Собирали даже урожай арбузов и дынь.

Это была самая крупная слобода (к 1679 году – 373 двора), но застройка была очень разреженной, так как большие площади занимали огороды.

Во второй половине XVII века слободу начали заселять купцы, а с начала правления
Петра I здесь стали селиться приближенные царя, так как рядом проходила царская дорога, по которой Петр I ездил из Кремля в Немецкую слободу.

До Сергея Павловича фон Дервиза участок принадлежал разным владельцам, но главные фасады усадеб предыдущих владельцев всегда, были обращены в сторону Тупого переулка (ныне Хоромного тупика).

Особняки были ориентированы на Тупой переулок, так как он представлял собой один из въездов в усадьбу, которой сначала владели дворяне Волковы, а затем Юсуповы (1727 – 1917 гг.). С течением времени рядом с Юсуповыми, в переулке, построили свои усадьбы не менее родовитые российские семейства Бестужевых-Рюминых, Измайловых, Шуваловых.

В этом же переулке, в начале XIX века находился знаменитый дом Авдотьи Петровны Елагиной, где с 1830-х годов собирался литературный салон, который посещали самые известные поэты, писатели и литературные критики того времени. Н.В.Гоголь читал в этом салоне свою поэму «Мертвые души».

После пожара 1812 года будущим участком фон Дервиза, последовательно владели представители известных дворянских родов Алмазовых (родственники Шереметьевых) и Жеребцовых.

В 1870 году это владение покупает семья Бутенопов (датские подданные родом из Голштинии). В Москве Бутенопы жили с начала 1830-х годов и владели фабрикой по производству передовой сельскохозяйственной техники, земледельческих орудий труда и башенных часов.

Именно на фабрике Бутенопов, в 1851 году были изготовлены часы для Спасской башни Московского Кремля. Этот механизм работает и в настоящее время.

В конце XIX века дела у Бутенопов пошатнулись, они стали продавать имущество, и Сергей Павлович фон Дервиз купил их землевладение у Красных Ворот.

Сергей Павлович вырос в очень богатой семье. Его отец – Павел Григорьевич фон Дервиз сделал капитал на строительстве железных дорог, и постепенно приобрел много недвижимости в России и за рубежом (Франция, Швейцария).

Все дома, виллы и усадьбы П.Г. фон Дервиза, а затем и его сыновей (Сергея и Павла) имели яркие архитектурные решения, и были отделаны с невероятной роскошью.

Представители рода фон Дервизов

Первым представителем рода Дервизов в России стал Иоганн Адольф Визе. Он был высокообразованным немцем из Гамбурга, получившим подготовку в трех ведущих университетах Германии. В 1740-х годах Иоганн Адольф Визе перебрался в Россию, где служил юстиц-советником голштинской службы при Петре III.

В 1759 году он был возведен в дворянское достоинство Священной Римской империи и получил к своей фамилии приставку «фон дер» Визе. Со временем фамилия видоизменилась и стала звучать как «фон Дервиз».

Не смотря на звучную приставку к фамилии и сам Иоганн фон дер Визе и его потомки были не очень богаты. Но все же один из представителей рода «фон дер Визе», Павел Григорьевич фон Дервиз, достиг такого богатства, что его стали называть «русским графом Монте-Кристо».

Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881)
Когда Павлу Григорьевичу пришло время получать профессию, его родители с большим трудом, из-за отсутствия достаточных средств, сумели устроить его в училище пра­во­ве­де­ния в Санкт-Пе­тер­бур­ге. По его окончании Павел трудился при сенате, в военном министерстве, а затем главным секретарем правления Общества Московско-Саратовской железной дороги.

После того как это общество, из-за недостатка финансирования, было признано банкротом, сразу же было создано Общество Московско-Рязанской железной дороги. Но на пост председателя этой организации никто не стремился и Павел Григорьевич фон Дервиз предложил свою кандидатуру. Его утвердили, и общество начало активную деятельность.

Фон Дервиз показал пример того насколько успешным может быть строительство железных дорог с помощью частной инициативы.

Дороги строились за счет частных инвесторов, а затем передавались государству. Чтобы число инвесторов постоянно увеличивалось, и они вкладывали все больше денежных средств, П.Г. фон Дервиз добился от государства максимально льготных условий работы. Кроме того общество выпускало акции и облигации. Доходность облигаций была гарантирована государством. Они размещались в Германии, где моментально раскупались, так как гарантии правительства России ценились очень высоко.

В целом деятельность фон Дервиза вызвала «учредительскую горячку», чем обеспечила успешное строительство железных дорог. Вместе с ростом железнодорожной сети, росли и капиталы Павла Григорьевича. Причем росли они явно быстрее капиталов тех, кто работал рядом с ним.

Причины такого фантастически быстрого обогащения выяснились намного позже, когда
П.Г. фон Дервиз уже отошел от дел. Оказалось, что при заключении договоров с государством на строительство дорог сметы подряда завышались почти в полтора раза. На эти «излишки» средств Павел Григорьевич покупал акции железных дорог по низкой цене, а затем зарабатывал на их росте.

Подрядчиком в строительстве всех железных дорог, выполненных под руководством Павла Григорьевича, являлся крупный талантливый предприниматель Карл Федорович фон Мекк. Вместе они построили Московско-Рязанскую, Рязанско-Козловскую и Курско-Киевскую дороги.

Но после постройки этих дорог, когда К.Ф. фон Мекк предложил Павлу Григорьевичу продолжить деятельность, тот отказался, заявив, что в новых проектах участия принимать не будет, так как заработал достаточно и нажитым рисковать не готов.

Еще в 1867 году Павел Григорьевич приобрел большой участок земли в Ницце и построил там, в неоготическом стиле виллу «Вальроз» («Долина роз») утопающую в цветах и садах. В 1868 году, закончив свою деятельность, он переезжает на эту виллу.

Будучи меломаном, Павел Григорьевич прямо на вилле организовал театр и создал оркестр, пригласив в него немецких и французских музыкантов. Оперные представления и концерты шли практически каждый день.

В 1870-х годах семья переезжает в Швейцарию, где была построена еще одна роскошная вилла близь озера Лугано.

Появление у П.Г. фон Дервиза зарубежных вилл было связано не столько с наличием больших финансовых средств, сколько с тем, что его дети один за другим заболевали костным туберкулезом.

Двое его сыновей уже умерли от этой болезни в Москве, и Павел Григорьевич надеялся, что климат Ниццы и Лугано поможет защитить здоровье оставшихся двух сыновей и дочери.

Но все же, его любимица, дочь Варенька заболела. Ее лечили в Германии, но безуспешно. Девочка умерла. Похоронить ее решили в России.

Павел Григорьевич встречал тело дочери на вокзале. Но не смог пережить горя, прямо на вокзале его разбил удар и он умер. Отпевали отца и дочь вместе в церкви Трех Святителей у Красных ворот. Именно рядом с этой церковью, через пять лет и построит свой особняк сын Павла Григорьевича – Сергей Павлович фон Дервиз.

При жизни Павел Григорьевич был крупным благотворителем. После его кончины это благородное дело продолжила его жена и оба сына. Средства в основном направлялись на создание и поддержку больниц, учебных заведений и учреждений культуры.

После Павла Григорьевича, его наследникам – вдове Вере Николаевне и сыновьям Павлу и Сергею досталась недвижимость во Франции, Швейцарии, Петербурге, Москве, Рязани, земли в Киевской и Оренбургской губерниях, а также пароходы на Волге.

Во взрослом периоде жизнь братьев проходила между Москвой, Петербургом и Рязанской губернией.

Сергей Павлович фон Дервиз (1863-1943) провел детские и юношеские годы на семейных виллах в Ницце (Франция) и Лугано (Швейцария). У него было хорошее домашнее образование и привитая отцом тяга к прекрасному.

После скоропостижной смерти отца семья переехала в Россию. Сергей Павлович учился в Петербургском императорском университете на двух факультетах, а позже получил юридическое образование в Московском университете.

В предпринимательской деятельности Сергей Павлович успехов не достиг. Все его попытки начать какое-либо дело заканчивались неудачами.  Но на государственной службе он преуспел,  занимал высокие должности при различных министерствах и за верную службу был отмечен орденами Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира.

Но более всего Сергея Павловича тянуло к творчеству. Он прошел обучение по классу фортепиано в Московской консерватории. Хорошо играл и сочинял музыку на собственные стихи. Дружил с композиторами А.С. Аренским и П.И.Чайковским.

Особую память о Сергее Павловиче фон Дервизе хранит Московская консерватория, которой он подарил в 1900 году большой концертный орган известнейшего французского мастера Аристида  Ка­вайе-Колля. Этот орган звучит и в настоящее время. Имя дарителя вы­гра­ви­ро­ва­но на фа­са­де инструмента.

Первой женой Сергея Павловича была певица Анна Карловна Якобсон. Но этот брак вскоре закончился разводом, и Сергей Павлович женился на дочери действительного статского советника Марине Сергеевне Шенинг, с которой прожил всю жизнь. В их семье было четверо детей.

Сергей Петрович сформировался в обстановке красоты и гармонии, поэтому всю жизнь стремился быть среди талантливых людей и окружать себя красивыми вещами. Его особняк на Садовой-Черногрязкой улице и в части архитектурной, и в части интерьерной составляющей, является ярким тому подтверждением.

Особняк фон Дервизов на Садовой – Черногрязской улице

Над проектированием и строительством этого дома последовательно работали инженер – архитектор Николай Михайлович Вишневецкий, затем архитектор Федор Осипович Шехтель.

Дом был выполнен в стиле эклектика. Причем, выбранное направление эклектики, по сочетанию различных архитектурных стилей и элементов, являлось довольно редким для Москвы.

В своей основе дом фон Дервиза – это городской особняк в стиле флорентийского палаццо. Он отчасти напоминает крепость, так как полностью оформлен крупным штукатурным рустом отделанным под шубу.

Акцент фасада – это сильно выступающий ризалит с центральной и боковыми арками. Ризалит является парадным входом в здание. К его центральной арке пристроено массивное каменное крыльцо, а к боковым аркам ведут полукруглые пандусы, украшенные светильниками в виде женских фигур. Крыша ризалита является основой для балкона второго этажа.

По центру ризалита на картуше расположен герб фон Дервизов. В межоконных пространствах второго этажа находятся маскароны львов. Межэтажный пояс украшен сложной лепниной. Во фризе можно увидеть лепные изображения драконов, в лапах которых щит с надписью SVD (Sergei von Derwies). Оконные проемы декорированы лиственными и фруктовыми гирляндами.

Аттик здания украшают вазоны, стоящие на венчающих карнизах и тумбах. Тумбы объединены легкими решетками.

Н.М.Вишневецкий закончил свою работу в 1886 году. Затем к работе приступил Федор Осипович Шехтель.

Ф.О. Шехтель в этот период времени строил для С.П. фон Дервиза архитектурный ансамбль в селе Кирицы Рязанской губернии. Усадьба получилась абсолютно уникальной и производила огромное впечатление на всех, кто ее видел, поэтому Сергей Павлович решил привлечь архитектора к работе над своим московским особняком.

Строил Шехтель под руководством архитектора и инженера Василия Герасимовича Залесского, видимо потому, что в это время Шехтель еще не имел права на производство самостоятельных работ в Москве, так как, в силу обстоятельств, не смог получить полного профессионального образования. Право на самостоятельные работы было им получено только  в 1894 году.

Шехтель изменил внешний вид дома, который изначально был симметричным и имел по четыре окна по каждую сторону от центрального ризалита. Он спроектировал, с правой стороны, пристрой в три окна. Торец этой пристройки имел скругленный вид и был украшен венецианскими окнами.

Пристрой Шехтеля позволил увеличить количество парадных комнат и организовать более удобное личное пространство для владельцев дома.

Кроме личных покоев хозяев, в доме было несколько гостиных комнат и парадных залов, столовая, биллиардная, восточная комната, зимний сад, комната сейф, каминный зал, приемная и кабинет хозяина. В полуподвале размещались служебные и хозяйственные помещения. В здании были водопровод и канализация.

Оформление интерьеров во всем здании было сделано по авторским рисункам Ф.О.Шехтеля.

Вестибюль здания выполнен в готическом стиле, восточная комната по китайским мотивам, часть помещений можно отнести к раннему модерну. В доме много позолоты, лепнины, витражей, богатой росписи на стенах и плафонах потолков. Часть стен отделана тканями, украшена шпалерами и гобеленами. Обустроено несколько каминов.

Изображения герба фон Дервизов присутствуют в витражных окнах, на мраморной лестнице, в оформлении камина.

Интерьеры продуманы до мельчайших деталей – от сложносочиненных люстр и наборного паркета, до оформления подголовников диванов и формы дверных ручек.

Уникальность этих интерьеров заключается не только в том, они невероятно разнообразны и сложны, но и в том, что это была первая оформительская работа Шехтеля, выполненная в таком масштабе для жилого особняка в Москве.

Кроме особняка  на территории находилось здание, выстроенное в стиле ампир, которое осталось от предыдущих хозяев. Этот дом использовался как доходный. Его сдавали под квартиры и магазины.

Позже на территории особняка были выстроены два флигеля, которые со временем были надстроены дополнительными этажами.

Торцы флигелей выходят на красную линию улицы, объединяет эти флигели  высокая каменная ограда.

Ограда по улице Садовая-Черногрязская, 6

Каменная ограда является неотъемлемой частью усадьбы С.П. фон Дервиза – Л.К.Зубалова. Первоначально вокруг дома была невысокая ограда, которая представляла собой легкие решетчатые секции, установленные между каменными опорными столбами.

Каменная ограда, в стиле римского барокко, высотой девять метров, была построена только в 1911 году, по заказу Льва Константиновича Зубалова, который являлся владельцем усадьбы с 1908 года.

Автор ограды – архитектор Николай Николаевич Чернецов.

Ограда сложена из кирпича и облицована гранитными профилированными блоками красного и серого оттенков.

В центральной части ограды находятся проездные ворота. Ворота представляют собой сплошные кованные полотна, верхняя треть которых декорирована кованным ажурным причудливым растительным узором. Над воротами выстроен развитый венчающий карниз. Карниз поддерживает рапорт фигурных консолей с акантами.

Над аркой ворот, на месте замкового камня, установлен маскарон в виде мужской головы. Вертикаль ворот, с двух сторон, поддерживают выложенные из камня парные пилястры с капителями ионического ордера.

Правое и левое крыло ограды ритмично делят на пролеты гранитные пилоны. В верхней части пилонов закреплены маскароны львов с гирляндами. Над каждым пилоном, на венчающем карнизе ограды, закреплена фигурная главка сложной формы.

Венчающей карниз основного полотна ограды украшен небольшими орнаментальными выступами (дентикулами).

С левой стороны от ворот – кованая калитка, над которой расположено окно (люкарна). Далее (через пролет от калитки) три арочных окна с замковыми камнями. На окнах установлены решетки, за которыми находятся кованные металлические полотна.

С правой стороны от ворот – пять глухих пролетов, шестой (крайний) пролет представляет собой нишу – экседру. В арочном пространстве ниши размещена полусферическая раковина, а сандрик над нишей украшен картушем с гирляндой.

Все декоративные элементы ограды выполнены из шпиатра (заменителя бронзы) – сложного сплава из цветных металлов, основой которого является цинк.

С внутренней стороны ограды, по сторонам от ворот, находятся привратницкие помещения. Вся ограда и привратницкие помещения имеют кровельное покрытие.

На ограде установлена табличка с указанием: архитектора, десятника, каменотёса и даты строительства.

В конце XIX века в жизни С.П. фон Дервиза произошло неприятное событие.
Сергей Павлович никогда не был расчетлив и всегда легко расставался с деньгами. Огромные средства он направлял на благотворительность, но не менее большие деньги постоянно переходили в руки сомнительным людям, а зачастую откровенным аферистам, которые беззастенчиво пользовались добротой и доверчивостью фон Дервиза.

Когда такая необдуманная трата средств стала уже слишком явной и грозила разорением, дядя Сергея Павловича – Дмитрий Григорьевич фон Дервиз, добился опеки над племянником. Через несколько лет опека была снята высочайшим повелением, но ситуация жизни под контролем, а затем и, посеявшая страх, революция 1905 года, заставили Сергея Павловича принять решение о переезде на постоянное место жительства во Францию. В 1908 году он продает свое имущество, переезжает в Канн, где и живет до самой смерти в 1943 году.

Лев Константинович Зубалов (1853-1914)

Новым хозяином усадьбы на Садовой-Черногрязской улице становится Лев Константинович Зубалов (из рода грузинских купцов и промышленников Зубалашвили) владевший нефтяными промыслами в Баку.

С 1880-х годов Л.К. Зубалов проживал в Москве и был известен не только как крупный предприниматель, но и как благотворитель и коллекционер. Его коллекция включала, картины, фарфор, фаянс, мебель, часы, иконы, ковры и прочие предметы искусства, которые он перевез в особняк на Садовой-Черногрязской.

После смерти Л.К.Зубалова в 1914 году, его жена и сын передали коллекцию в Румянцевский музей. С 1918 по1921 годы в особняке Зубалова находился филиал Румянцевского музея и одно из хранилищ Государственного музейного фонда. После расформирование музея (в 1924 году) коллекция Зубалова была распределена между ведущими музеями страны. Большинство бронзовых изделий перешло в «Госторг» и они были проданы через антикварные магазины.

С 1940-х годов судьба особняка С.П.фон Дервиза – Л.К.Зубалова  была связана с режимными объектами. В 1920 году в здании разместили особое Техническое бюро Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), затем НИИ-20. В 1941 году НИИ-20 был эвакуирован из Москвы и здание было передано ВНИИЭМ, которым с 1941 по 1993 годы руководил ученый (электротехник, электромеханик), один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики Андроник Гевондович Иосифьян (1905-1993).

Ныне это «Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна. В особняке установлен бюст ученого.

Корпорация является частью структуры Роскосмоса, что объясняет невозможность доступа в усадьбу для широкой публики.

ПолезноеДругие статьи

Подробнее «Жилой дом, начала XIX века» г. Москва, ул. Таганская, д.7

Выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, начала XIX века» г. Москва, ул. Таганская, д.7 Выполненные работы Ре

Подробнее Парк «Заречная»

Проведение работ по комплексному благоустройству территории парка «Заречная». Московская область, городской округ Ба

Подробнее ПАРК «ПЕХОРКА»

Московская область, городской округ Балашиха, ул. Парковая, владение 4 Выполненные работы: Установка двух павильонов

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, начало XIX века – Службы конюшни, начало XIX века»

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, начало XIX века - Службы конюшни, нача

Смотреть все статьи

Наши партнеры  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress