Петровский пассаж, в момент своего открытия, носил название Фирсановский, так как принадлежал Вере Ивановне Фирсановой, был построен по ее инициативе и на ее средства.
В.И. Фирсанова была единственной дочерью известного московского предпринимателя – купца Ивана Григорьевича Фирсанова и стала достойной и успешной продолжательницей его дела.
Вере Ивановне достались в наследство от отца: лесоторговля, Сандуновские бани, усадьба Середниково, 23 дома с земельными участками в Москве, в том числе и землевладение в квартале между Петровкой и Неглинной, где и был впоследствии построен пассаж.
В.И.Фирсанова, как и ее отец, следовала лучшим купеческим традициям и вкладывала деньги не только в дело, но также была крупным благотворителем и меценатом. Она достроила в Москве, начатый еще ее отцом, 4-х этажный дом для вдов и сирот, а также постоянно выделяла средства на строительство церквей, школ и больниц.
Свою наследную усадьбу Середниково, представляющую собой великолепный архитектурно-парковый комплекс в стиле русского классицизма, В.И.Фирсанова сделала центром культурной жизни. В Середниково выступали и бывали самые известные артисты, композиторы, художники, такие как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Валентин Серов.
Землевладение между Петровкой и Неглинной Иван Григорьевич Фирсанов приобрел у художника А.Ф. Эйхендвальда в 1872 году. В собственность И.Г.Фирсанова перешло множество построек, находящихся на данном земельном участке, основными из которых были — каменный двухэтажный доходный дом с мезонином по улице Петровка и каменный трехэтажный доходный дом по улице Неглинной. Оба здания были выполнены в классическом стиле.
Само землевладение находилось в престижном районе, который продолжал свое активное формирование с начала 1820-х годов XIX века до конца столетия. После 1822 года участки по обеим сторонам Неглинной улицы продавались только привилегированным владельцам, которым предоставлялась длительная рассрочка, но при условии, что приобретенная земля будет застроена каменными домами не ниже 13 аршин высотой.
Таким образом, на улицах Петровка и Неглинная была сформирована застройка из 2-х и 3-х этажных домов, большинство из которых использовались как доходные. Помещения в них сдавались под магазины, трактиры, мастерские, фотоателье.
Вера Ивановна Фирсанова была очень удачливым предпринимателем. Все направления, в которых она работала, приносили ей большой доход. Но ей всегда хотелось создать нечто лучшее, особенное, опережающее время, в котором она жила.
Одним из таких передовых проектов, который Вера Ивановна осуществила вместе со своим мужем Алексеем Николаевичем Ганецким, стала перестройка Сандуновских бань. Открытие их, после реконструкции, состоялось в 1896 году.
Сандуновские бани и в своем первоначальном виде были одними из лучших в Москве, но изменения, произведенные в них Фирсановой, превзошли все ожидания как постоянных, так и новых посетителей.
Пышные эклектичные интерьеры, лучшие отделочные природные материалы, обилие элементов ручной работы поражали воображение, а передовые инженерные системы водоснабжения и собственная электростанция обеспечивали высочайший уровень сервиса. Банный комплекс также включал гостиницу и ресторан.
Проект оказался очень удачным, от посетителей не было отбоя. В Сандуновских банях побывали практически все известные люди того времени, среди которых были и именитые писатели, в последствии упоминавшие Сандуны в своих произведениях.
Возможно, этот столь удачный опыт и вдохновил Веру Ивановну на строительство пассажа между Петровкой и Неглинной.
На самом деле в данном районе Москвы уже существовало несколько пассажей, одним из которых являлась знаменитая «Галерея Голицына», построенная еще в 1839 году.
Но В.И.Фирсанова хотела не просто хороший магазин, а лучший — не имеющий аналогов в России. Разработку проекта она поручила архитектору Сергею Михайловичу Калугину. К работе также были привлечены архитектор Борис Викторович Фрейденберг и талантливый инженер Владимир Григорьевич Шухов. Выбор архитекторов Калугина и Фрейденберга был не случаен, так как они уже являлись авторами проекта реконструкции Сандуновских бань.
Для реализации проекта постройки торгового дома-пассажа требовались большие средства — полтора миллиона рублей. Эти средства В.И.Фирсанова получила от продажи двух крупных землевладений в Москве и вложила деньги в строительство, которое длилось с 1903-1906 годы.
Открытие пассажа состоялось 7 февраля (по старому стилю) 1906 года. Известность Фирсановой была столь велика, а репутация столь безупречна, что об открытии пассажа было размещено очень краткое и лаконичное рекламное объявление: «Открытие Пассажа последует 7 февраля с.г., о чем и доводит до сведения господ покупателей».
Несмотря на скромное объявление, весть об открытии нового необычного магазина быстро облетела Москву и вызвала огромный ажиотаж. Посмотреть новую торговую площадку пришло огромное количество людей и, в итоге, никто из них не был разочарован.
Пассаж собрал более 50-ти торговых павильонов, в каждом из которых разместились самые известные на тот момент российские и зарубежные торговые марки. Многие из арендаторов — купцов были поставщиками Императорского двора.
Здесь можно было купить сладости от Абрикосова, лучшие ткани от Маркушевича и Григорьева, белье и галстуки от Луи Крейцера, корсеты и зонты от Матильды Бариш. Через год после открытия в пассаже появился французский магазин «Гомонъ», предлагающий кино- и фототовары.
По ассортименту товаров, удобствам для обслуживания покупателей и красоте отделки этому магазину не было равных, что и сделало услуги многих других торговых точек совершенно ненужными.
В Фирсановский пассаж ходили не только за покупками. Здесь также назначали деловые и дружеские встречи, а многие посещали это место, чтобы просто полюбоваться красотой постройки.
АРХИТЕКТУРА ПЕТРОВСКОГО ПАССАЖА
Трехэтажное здание, окрашенное в мягкий бежевый цвет, было выполнено в стиле модерн, и поражало своим масштабом и оформлением. Пассаж тянулся от Петровки до Неглинной и имел два фасада, формирующих красные линии этих улиц.
Два арочных сквозных прохода располагались в ризалитах увенчанных аттиками. Сами арки представляли собой стилизованные крестовые своды со штукатурными тягами и декоративной лепниной. Со стороны Петровки арки были украшены головами льва, а со стороны Неглинной фигурами львов со щитами. Окна здания были различных размеров и форм, часть из них имела необычную расстекловку.
Здание как внутри, так и снаружи изобиловало разнообразными архитектурными элементами: каннелированными колоннами и пилястрами с ионическими, тосканскими и коринфскими капителями, скульптурами, маскаронами и лепным декором с изображениями различных растений, а также греческого орнамента — меандра. В оформлении здания, подчеркивая его направленность, присутствовали множественные изображения кадуцея (жезла) бога Меркурия – покровителя торговли.
В оформлении были и свойственные модерну витражи, а также великолепные произведения художественного чугунного литья – разнообразные фонари, ограждения парапетов и лестниц.
Внутренние помещения поражали простором за счет того, что торговые залы не были изолированы друг от друга, а представляли собой единое пространство. Посетители ходили по ним как по улице. Возможно, поэтому даже фонари здесь напоминали по своей форме уличные.
Воздуха и света добавляли уникальные перекрытия инженера В.Г.Шухова, представляющие собой полуцилиндрические металлические фермы с остеклением.
Подвал, где располагались складские, хозяйственные и служебные помещения был выстроен по всей площади пассажа. В 1910 году на части этих площадей были открыты ресторан и кофейня «Бристоль».
Электроснабжение здания осуществлялось от электростанции Сандуновских бань, и в темное время Петровский пассаж всегда сиял огнями.
В целом, архитектура здания, уровень его инженерной оснащенности, а также предоставляемые в нем товары и услуги были уникальны для своего времени.
После Великой Октябрьской революции, в 1918 году пассаж Фирсановой был национализирован, торговые точки убраны и на их месте разместились — промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр и швейная фабрика, снабжавшая Красную Армию бельем. Тогда же новая власть сменила и название магазина, пассаж стал называться Петровским, по названию одной из улиц, на которых он расположен.
В 1921 году, со стороны улицы Петровка, в стену здания была вмонтирована фигура барельеф «Рабочий» (автор — скульптор М.Манизер). Это произведение монументального искусства сохранилось по сегодняшний день. Интересно, что будучи вмонтированным в здание, барельеф все же является самостоятельным объектом культурного наследия.
В сложные времена НЭПа (с 1921 года до конца 1920-х), молодой советской республике требовались деньги, и властью было принято решение о размещении в Петровском пассаже аукционной площадки. Выбор основывался на красоте и презентабельности здания, где можно было достойно выставлять на продажу различные ценности, в том числе и принадлежавшие царской семье.
Торговля частично вернулась в пассаж в 1928 году. Под нее отдали первый этаж. На второй линии расположился трест «Дирижабльстрой». Этот научно-исследовательский центр занимался производством дирижаблей, испытывал их, а затем строил и продавал проверенные образцы. Отношение к этим дирижаблям имел и знаменитый итальянский инженер-конструктор Умберто Нобиле, работавший в СССР по контракту с 1931 по 1936 годы. Также в здании размещались клубы различных организаций, в частности клуб Госбанка и клуб Милиции.
В годы Великой Отечественной войны третий этаж Петровского пассажа был превращен в огромную коммуналку, так как туда поселили москвичей, которые потеряли жилье после бомбежек.
Только в начале 1960-х годов в Петровский пассаж вернулась торговля, так как именно в это время он стал филиалом ЦУМа. По причине того, что для работы ЦУМа постоянно требовались квалифицированные кадры, в Петровском пассаже было решено также разместить торговое училище, обеспечивающее подготовку необходимых специалистов.
Масштабная реконструкция пассажа была проведена в 1988-1990 годы, после чего зданию был возвращен его исторический облик и при этом были созданы все условия, для того, чтобы торговое обслуживание в Петровском пассаже могло осуществляться по самым высоким мировым стандартам.
СУДЬБА В.И. ФИРСАНОВОЙ
После революции Вера Ивановна Фирсанова стала «лишенкой». Ее выселили из собственного дома на 1-й Мещанской улице и переселили в комнатку в коммунальной квартире в доме на Арбате, некогда полностью ей принадлежавшем.
В категорию «лишенцев» советская власть переводила практически всех неугодных людей исходя, прежде всего, из их социального происхождения. При этом граждане — «лишенцы», по новой Конституции, становились полностью бесправными. Они не могли оформить паспорт, участвовать в выборах, получать жилье и помощь в виде продовольствия, а также свободно перемещаться. В целом это означало лишения права на жизнь.
В такую невыносимую ситуацию попала и прожила в ней практически 10 лет бывшая хозяйка пассажа – Вера Ивановна Фирсанова. И в это сложное время ее выручила некогда масштабная меценатская деятельность, которая сдружила ее с Федором Шаляпиным.
Великий певец сначала помог Вере Ивановне устроиться гримершей в один из театров Москвы, а за то время что она работала, собрал средства и документы для ее выезда в Европу. В 1928 году Вера Ивановна выехала в Париж, но прожила она там совсем недолго, в 1934 году В.И. Фирсановой не стало.