Объект культурного наследия регионального значения:
Городская усадьба А.В. Толстого — М.С.Грачева.
Главный дом и ограда с воротами
Объект реставрации находится по адресу: Денежный переулок, дом 11.
Главный дом в два этажа с подвалом.
Дом деревянный, подвал кирпичный со сводами «Монье», фундамент – бутовая кладка.
Первоначальная постройка 1815 год.
Реконструкция дома по проекту архитектора Н.П.Краснова 1885-1886 годы.
Ограда с воротами 1880-е годы.
До начала реставрационных работ было проведено комплексное обследование здания, которое выявило:
- на фасаде: утраты венчающего карниза по всему периметру, обширные участки отстающей штукатурки, ремонтные наслоения разных лет, значительные разрушения и утраты декоративных (лепных) элементов, их загрязнение, разрушение венцов бревенчатого сруба;
- во внутренних помещениях: отстающую(бухтящую) штукатурку, обширные утраты сложного лепного декора, трещины на стенах и потолках, паркет и основа пола со следами биопоражений, разрушения малярного слоя стен;
- на крыше: детали конструкций со следами биопоражений, многочисленные разрушения целостности кровельного покрытия (протечки);
- в подвале: обширные дефекты отделки на стенах и сводах, разрушения кирпичной кладки, сплошная коррозия направляющих металлических балок свододов, овышенную влажность, биопоражения;
- фундамент, цоколь, отмостка: нарушение гидроизоляции фундамента (бутовая кладка), масштабные разрушения отделки цоколя, отсутствие примыкания отмостки к цоколю.
ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ «СТОУН ДЕВЕЛОПМЕНТ»
Фасадные работы:
- отбивка старой отстающей штукатурки;
- расчистка штукатурки фасада;
- расчистка и докомпановка утрат и трещин;
- оштукатуривание фасада;
- воссоздание оконных заполнений (блоков) с сохранением исторической расстекловки;
- проведение комплекса воссоздания покрасочных слоев;
- окраска фасада по утвержденным колористическим образцам.
Работы с элементами наружного и внутреннего лепного декора:
-
комплекс реставрационных работ лепного декора в составе работ:
а) расчистка поверхности
б) докомпановка утрат
в) структурное укрепление
г) биоцидная обработка
д) снятие форм (формование)
е) отливка
ж) установка(монтаж)
з) подготовка под покраску
и) окрашивание
к) гидрофобизация поверхности
л) устройство(подготовка) шаблонов
м) протягивание карнизов и карнизных тяг
-
демонтаж и полное воссоздание лепного декора, имеющего большие потери или полностью утраченного;
-
окраска декоративных элементов по утвержденным колористическим образцам.
Интерьерные работы:
- отбивка старой штукатурки;
- оштукатуривание стен и потолков;
- приспособление внутренней исторической планировки;
- демонтаж покрытий пола, замена лаг, гидроизоляция, утепление;
- воссоздание художественного паркета сложного рисунка из различных ценных пород дерева.
Работы на крыше:
- замена поврежденных или полностью утраченных элементов конструкции крыши (стропила, затяжки, обрешетка, мауэрлаты);
- устройство гидроизоляции, пароизоляции, ветрозащиты;
- устройство слуховых окон;
- огне-био защита деревянных конструкций;
- полная замена кровельного покрытия.
Работы в подвале:
- просушка помещения;
- вычинка кирпичной кладки;
- докомпановка утрат кирпичной кладки;
- зачеканка швов кирпичной кладки;
- ремонтно-реставрационные работы;
- сверление отверстий (колонковое бурение);
- инъектирование минеральными составами кирпичной кладки;
- инъектирование пристенного пространства акрилатными гелями;
- зачеканка (заделка) отверстий;
- биозащитная обработка.
Фундамент, цоколь и отмостка:
- усиление фундамента (бутовой кладки);
- обустройство горизонтальной и вертикальной гидроизоляции по технологии инъектирования;
- усиление фундамента и контакта фундамент-грунт методом цементации между подошвой фундамента и грунтом;
- отделка цоколя натуральным камнем;
- восстановление отмостки, обеспечение ее плотного примыкания к цоколю;
- биозащита (протравка) части стены прилегающей к цоколю.
При проведении реставрационных работ было сделано все возможное для сохранения исторических деревянных элементов здания (стен, перекрытий, крыши, пола). Элементы, находящиеся в хорошем состоянии – были сохранены, частично поврежденные — проведено протезирование, и только полностью разрушенные – заменялись. Замена выполнялась из материалов аналогичных историческим.
Для сохранения древесины и обеспечения безопасности постройки, все деревянные элементы были пропитаны и обработаны специальными антисептическими и противопожарными составами.
Реставрационные работы были выполнены также и в отношении ограды с левой и правой стороны усадьбы. Ограда была восстановлена по образцу 1880-х годов.
Городская усадьба А.В. Толстого — М.С.Грачева
Денежный переулок, дом 11
Денежный переулок, в котором находится усадьба А.В.Толстого — М.С.Грачева, получил свое название из-за непосредственной связи с Государевым монетным двором. С начала XVII века в этой местности селились граверы, чеканщики и другие работники монетного двора.
Главный
дом усадьбы был построен в 1815 году для корнета (младшего офицера) Александра
Васильевича Толстого (1770-1823 гг.), который имел непосредственное отношение к
знатному роду Толстых, но представлял его нетитулованную ветвь.
А.В. Толстой всю жизнь посвятил военной службе, участвовал в зарубежных походах,
стал героем войны 1812 года.
Александр Васильевич Толстой поселился в Денежном переулке осенью 1815 года, хотя саму постройку относят ко второй половине XVIII века, так как в ее основе находится подвал сгоревшего в 1812 году строения.
Автор постройки 1815 года неизвестен, но по сохранившимся сведениям здание было деревянным и настолько скромным в оформлении, что терялось на фоне соседних усадеб, владельцами которых были богатые купцы, промышленники, дворяне. Дом А.В.Толстого был обшит досками и покрашен, а окна были оформлены очень простыми наличниками.
В усадебном доме А.В. Толстой прожил лишь несколько лет, 1823 году он умер, но его семья проживала в Денежном переулке еще довольно долго.
В 1880-х годах владельцем дома стал купец Михаил Семенович Грачев. Род купцов Грачевых вел свою московскую историю с 1752 года, когда их предок Петр Иванович Грачев был определен в Московское купечество.
Деятельность Грачевых всегда была связана с текстильной мануфактурой, они производили и продавали ткани, реализовали готовые швейные изделия, также торговали и пряжей.
Производственно-торговое дело передавалось в семье Грачевых из поколения в поколение и 1847 году перешло в руки Семена Дмитриевича Грачева, которому на тот момент времени было более 40 лет. С.Д.Грачев был представителем новой купеческой формации, предпочитающим, кроме своего дела, активно вкладывать капитал и в другие направления.
Семен Дмитриевич активно зарабатывал на биржевых операциях, а быстро растущий капитал вкладывал в московскую недвижимость. К концу XIX века за С.Д. Грачевым числилось девять объектов коммерческой недвижимости. Дома им приобретались не только для сдачи внаем, но и для обеспечения жильем детей. В частности, дом в Денежном переулке Семен Дмитриевич приобрел для своего младшего сына Михаила.
Михаил Семенович занимался семейным делом, а после получения наследства от отца, имел и дополнительный доход от сдачи меблированных комнат.
Дом для Михаила Семеновича был приобретен в середине 1880-х годов и сразу же стал переобустраиваться по моде того времени. В 1885-1886 годах его реконструкцией занимался будущий великий зодчий Николай Петрович Краснов, который на тот момент был в самом начале своего профессионального пути. В 1887 году Н.П.Краснов навсегда уехал в Крым, где создал более 60-ти великолепных архитектурных творений и стал архитектором императорской семьи.
В Москве существует всего пять строений, к которым имел отношение гений Н.П.Краснова и в этом смысле усадьба А.В.Толстого — М.С.Грачева может считаться уникальной.
Реконструкция данного усадебного дома была выполнена Н.П.Красновым в эклектичном стиле с элементами стиля неогрек.
Конечно, довольно скромных размеров фасад здания не давал Н.П. Краснову возможности в полной мере воспроизвести элементы греческой архитектуры. Но все же зодчему удалось использовать самые узнаваемые ее детали и выстроить их по главным принципам греческого зодчества, коими являются: пропорциональность, симметрия и логика. За счет чего и был достигнут оптимальный визуальный эффект.
Довольно простой первоначальный фасад дома был оштукатурен и приобрел фронтон с размещенным на тимпане лепным щитом, который с двух сторон поддерживают фигуры грифонов. На щите вензель в виде начальных букв имени и фамилии владельца «М» и «Г».
Центральную часть фасада дома украсили шесть пилястр с объемной лепниной. Каждая пилястра заканчивалась фигурой кариатиды, поддерживающей карниз.
Наличники на центральных окнах и подоконные пространства были оформлены очень сложным и объемным лепным декором, в центре сандриков находились львиные головы.
Окна по сторонам от центральной части фасада украсил, отличающийся от центральных окон, но тоже очень сложный декор.
Боковые фасады дома и фасад со стороны двора были оформлены довольно лаконично.
Внутренние пространства дома были выполнены Н.П.Красновым под стать фасаду. Анфилада парадных комнат имела невероятно богатое убранство. Все стены и потолки украсила лепнина, включающая: розетки под люстры, фризы, карнизы, кессоны, кронштейны и другие элементы лепного декора самых сложных и витиеватых форм.
Паркетный пол сложных рисунков, набранный из редких пород деревьев, поддерживал общее богатое убранство дома.
С главного фасада здание стало выглядеть как одноэтажное. На самом же деле дом был двухэтажным, и все его жилые и служебные пространства находились на двух уровнях. Только анфилада парадных комнат по высоте занимала два этажа. Ее окна, выходящие на улицу, и сформировали одноэтажный вид дома по красной линии. В целом строение стало очень презентабельным и соответствовало статусу и достатку своего нового владельца.
После Великой Октябрьской революции в здании размещались различные советские учреждения, в том числе и отдельные службы Министерства иностранных дел.
От времени и различных природных воздействий строение сильно пострадало снаружи и внутри. После реставрации, проведенной в 2014-2016 годах, зданию, его интерьерам и ограде был полностью возвращен исторический вид.