Выявленный объект культурного наследия
«Городская усадьба XVIII – XIX вв. – Южный флигель»
ИСТОРИЯ МЕСТА
Пятницкая улица находится в Замоскворечье и является одной из старейших улиц этого района Москвы. Сформировалась она на рубеже XV-XVI веков. Изначально улица называлась Большой и являлась частью старомосковской дороги по направлению к Рязани, Туле и Серпухову.
Название Пятницкая улица получила от Церкви Параскевы Пятницы. Точное время постройки этого храма неизвестно, поэтому неизвестно и точное время переименования улицы. Но, появилась церковь Параскевы Пятницы здесь не случайно. Улица была торговой (сказывалась близость Китай-города), а Параскева Пятница считалась покровительницей торговли.
Церковь Параскевы Пятницы
Первые упоминая о храме относятся к 1564 году, когда в Москве был сильный пожар
и деревянная церковь сгорела. После чего она два раза отстраивалась в камне.
Первый раз сразу после пожара, а второй раз церковь была заново перестроена в
стиле барокко в 1739 году. Строительство осуществлялось в основном на средства
купцов Гаврилы и Романа Журавлевых.
В 1812 году храм был разграблен французами, но чудесным образом не пострадал от пожара.
В 1870 году храм был капитально отремонтирован на средства московского промышленника и мецената П.И.Губонина.
В 1935 году по плану реконструкции Москвы предполагалось соединить Яузский бульвар и Замоскворечье. Церковь оказалась на пути этих преобразований и была снесена. После чего планы реконструкции изменились, и площадь, оставшаяся после разбора церкви, долго пустовала. Затем на ее месте был построен вестибюль станции метро «Новокузнецкая», которая открылась в 1943 году.
В память о некогда существовавшем храме, на противоположной стороне от того места, где он стоял, по Пятницкой, дом 18, строение 3, установлена икона Параскевы Пятницы.
В начале своего формирования Пятницкая улица проходила практически по тому месту, где сейчас находится Новокузнецкая улица. Только к концу XVI века окончательно определилось местоположение и направление Пятницкой, но в это время она еще не входила в городскую черту, а располагалась на территории так называемого Земляного города, который кольцом окружал Москву.
В XV веке место, где находилась Пятницкая улица, было небезопасным. Так как именно эти земли часто подвергались ордынским набегам. Поэтому селились тут люди простого звания – торговцы и ремесленники. С одной стороны, у них не было средств, для того чтобы обустроиться в Москве, с другой стороны непосредственная близость к оживленному транспортному пути позволяла им развивать торговлю.
В XVI веке царь Иван Грозный разместил в Замоскворечье стрелецкий приказ под предводительством М.Вишнякова, что сделало эти земли более защищенными.
Но все же, в период очередной Шведской войны (1590-1595 гг.) на эту местность в 1591 году совершил набег крымский хан Казы-Гирей. После этого нападения, правящий тогда царь Федор I (сын Ивана Грозного), приказал соорудить защитные укрепления вокруг Земляного города.
Линия защиты представляла собой земляной вал, деревянные крепостные стены и 34 смотровые башни. Перед крепостными стенами был ров. Построено это огромное сооружение было всего за один год.
Так Земляной город вошел в черту Москвы и стал ее административной частью. Следовательно, частью Москвы стала и улица Пятницкая. Но все же Земляной город отделялся от Белого города, Китай-города и Кремля, окружавшими их стенами, валом и рвом, которые просуществовали до второй половины XVIII века.
Соединяли две части города – проездные ворота. Земляной город стали называть Деревянным, а в народе просто Скородомом. По предположению топоним Скородом означал то, что укрепления вокруг города и новые дома в нем были возведены в невероятно короткие сроки.
В 1611 году, в период Смутного времени, укрепления вокруг Скородома и сам город были сожжены польскими войсками и отстроены вновь только 1638-1641 годах, во время правления царя Алексея Михайловича Романова.
Новые укрепления также были выполнены из дерева, но имели большую окружность и более серьезную защиту – 54 сторожевые башни, остроги (заостренные бревна), 11 ворот. Со стороны возможных татарских набегов стояли Калужские и Серпуховские ворота (конец Пятницкой улицы). Эти ворота были каменными.
Чем более защищенной становилась Пятницкая улица, тем охотнее на ней селились купцы. Но массовое заселение купечества на Пятницкую началось после Стрелецкого бунта 1682 года, когда Петр I разогнал проживавших здесь стрельцов и велел передать их дворы купцам из Китай-города.
Купцы обустроили тут свои усадьбы, выстроили хозяйственные помещения, а затем и организовали небольшие производства. Постепенно на улице стали появляться и дворянские усадьбы.
В этот период Пятницкая улица начиналась от Москворецкого моста, и проходила через заболоченную местность, подверженную постоянным паводкам. Земли эти назывались Балчуг, от татарского «балчык» — грязь, глина.
В 1783 году паводок оказался настолько серьезным, что было принято решение о строительстве Водоотводного канала. Канал был построен в 1786 году, в результате чего между Москвой рекой и Водоотводным каналом образовался остров Балчуг, где и осталась часть Пятницкой улицы, которая стала называться улицей Балчуг.
Через Водоотводный канал было построено 11 мостов. Один из них Высокопятницкий деревянный мост, который строился в тоже время, что и Водоотводный канал (1785г.), соединил Балчуг с Пятницкой улицей. В начале XIX века этот мост сменил висячий мост, а затем, в 1835 году на его месте был уже построен арочный мост по проекту инженера П.Я.Витте. Арки были выполнены из сборных чугунных конструкций, поэтому мост и стали называть Чугунным.
Мост от Балчуга к Пятницкой перестраивался еще два раза 1889 году и 1966 году, и хотя после этих перестроек он уже не имел чугунных арочных конструкций, название Чугунный за ним так и сохранилось.
С XVII века Пятницкая улица стала условно делиться на две части – торговую и жилую. Еще до того как Балчуг был отрезан от Пятницкой, и стал самостоятельной улицей – он был проезжим местом, где имели лавки и активно занимались торгом купцы проживающие на Пятницкой и прилегающих к ней улицах и переулках.
Далее по улице от того места, где позже был построен Водоотводный канал, до Климентовского переулка шел ленивый торжок, то есть рынок где торговали прямо с возов. Отчего эту часть улицы в народе называли Ленивкой.
Таким образом, сначала от Балчуга, а затем от Водоотводного канала до Климентовского переулка улица всегда была шумной, оживленной торговой. Здесь располагалось много магазинов, гостиниц, постоялых дворов. А за Климентовским переулком начиналась более спокойная часть улицы, где находились жилые купеческие дворы с доходными домами. Магазинов здесь было гораздо меньше, но зато чаще встречались различные мастерские и небольшие фабрики.
Городская усадьба на Пятницкой 30, находится в непосредственной близости к Климентовскому переулку. То есть, в свое время, она была построена прямо на стыке торговой и жилой частей Пятницкой улицы, отчего и впитала в себя характер этих двух направлений.
Данная усадьба находится на территории, граничащей с землей, где расположен Храм во имя священномученика Климента, Папы Римского. В середине XVIII века эта территория была разделена на небольшие самостоятельные участки, на которых находились деревянные одноэтажные дома. К концу столетия участки начали укрупняться и данную местность заняли три землевладения.
Существует первый известный план участка, который датирован 1780 годом. На этом плане обозначено одно землевладение, выходящее на проезжий переулок (в настоящее время Голиковский переулок) и два других землевладения, выходящих на Пятницкую улицу.
Одно из землевладений, выходивших на Пятницкую, принадлежало поручику М.И.Кривцову. На его участке находились – жилой дом, нежилой дом и сад. Дома стояли торцом к улице, а сад располагался за ними. В начале XIX века это землевладение перешло в собственность московского купца Нефедова.
Другой участок, выходивший на Пятницкую, был значительно больший по площади и принадлежал купцу А.Силину. На нем стоял главный двухэтажный дом, где второй этаж был жилым, а на первом этаже находились кладовые. Дом стоял вдоль красной линии. Рядом с главным домом располагался деревянный одноэтажный дом, стоящий торцом к улице. Все хозяйственные постройки были возведены в глубине двора.
С 1803 года это земельное владение перешло московскому купцу Ф.С.Красникову, а затем в 1810 году купцам А.И и П.И.Галкиным.
Галкины увеличили главный дом двухэтажными пристройками и возвели одноэтажный каменный нежилой корпус для магазинов. Также они построили деревянные сарай, баню и беседку и огородили все дощатым забором с проездными воротами. Со временем оба участка (Нефедова и Галкиных), выходящих на Пятницкую улицу были объединены.
Предположительно, это объединение случилось после пожара 1812 года, когда все деревянные строения на этих участках выгорели, а каменные в разной степени пострадали.
Первый после пожарный план объединенных владений относится к 1837 году. Возрождение усадьбы началось со строительства главного дома и восстановления частично пострадавшего одноэтажного каменного корпуса для магазинов. За этими зданиями были построены два деревянных дома, предположительно, для прислуги. Далее, до Голиковского переулка, простирался огромный сад.
В 1860-1870-х годах на участке начали появляться здания, предназначенные для сдачи внаем. Доходность усадьбы стала ее определяющей функцией.
Новый хозяин владения купец В.Е.Хухлин в 1862 году построил два отдельных каменных жилых флигеля по сторонам от главного дома. Эти постройки фланкировали северную и южную часть участка. Между главным домом и флигелями была построена каменная ограда с проездными воротами. Фасад главного здания и фасады флигелей имели идентичное архитектурное оформление. Таким образом, со стороны Пятницкой улицы, постройка приобрела завершенный вид и воспринималась как единый ансамбль.
В 1873 году владение перешло в собственность купца А.А.Кунина, который продолжил развивать доходность владения. Он перенес все хозяйственные постройки вглубь участка, на территорию сада, а на их месте, за главным домом, построил одно и двухэтажные каменные корпуса для сдачи внаем. В одной из этих построек находилась «кузня со сводом».
В 1876 году строительство продолжилось, после чего сад стал занимать совсем небольшую площадь участка. Все эти постройки сохранились в неизменном виде до1932 года.
В 1932 году сад и все строения со стороны Голиковского переулка были снесены, а на их месте был построен шестиэтажный дом.
В настоящее время от усадьбы Куниных сохранились: главный дом с северным и южным флигелем и оградой, а также дворовый флигель.
Южный флигель построен в 1862 году. На Пятницкую улицу он выходил торцевым фасадом, а его основной объем был вытянут с востока на запад.
В 1873 году к флигелю с южной стороны (прилегающей к улице) была сделана двухэтажная пристройка для лестницы. Архитектурное оформление этой новой части уличного фасада было выполнено в стиле идентичном оформлению основного фасада флигеля.
Здание использовалось под торговые и жилые цели, что и определило его планировочную структуру. Постройка делилась на две части – уличную и дворовую. На первом этаже уличной части были магазины, а на втором квартира, для входа в которую и была в 1873 году выполнена пристройка с лестницей. В дворовой части флигеля было по одной квартире на первом и втором этаже.
В 1891 году в здании были выполнены строительно-ремонтные работы по проекту архитектора В.Е.Сретенского. Эти работы были сосредоточены, в основном, на внутренней перепланировке здания, где появились новые перегородки и лестницы. Также, в процессе ремонтных работ, в помещениях были исправлены полы и печи. Внешние работы коснулись только крыши и уличного фасада флигеля. На крыше была заменена кровля, а на фасаде появились дополнительные двери, что, возможно, было связано с расширением магазина.
Все квартиры флигеля сдавались в аренду, что подтверждается оценочной ведомостью 1900 года.
После революции 1917 года, в советский период, планировка здания регулярно менялась в связи с частыми изменениями его функционального назначения. В постройке одновременно и/или сменяя друг друга, находились: магазины, кафе, жилые квартиры и административные помещения.
Например, в1980-х годах в части первого этажа флигеля было решено разместить кафе, для чего была снесена лестница со стороны улицы. Таким образом, был расширен торговый зал, который в итоге занял всю восточную часть первого этажа здания.
В результате этих постоянных перестроек историческая планировочная структура флигеля в пределах капитальных стен сохранилась лишь частично. Что же касается архитектурного оформления интерьеров, то оно утрачено полностью.
До настоящего времени фасад флигеля сохранил свою пятичастную композицию и архитектурную отделку с пластическим декором, свойственным московскому купеческому дому второй половины XIX века.