Городская усадьба Шервудов находится в западной части Замоскворечья на Малой Калужской улице. Данное землевладение исторически связано с землевладениями Донского монастыря и постройками бывшего механического завода братьев Бромлей.
Донской монастырь был основан 1591 году и по милости царя Федора Иоановича новому монастырю были пожалованы прилегающие к нему обширные земельные владения, которые сдавались за поземельную плату. Так образовалась слободка Донского монастыря, которая и сформировала первоначальную жилую застройку района. Здесь селились ремесленники, торговцы, мещане, а с XIX века и дворяне. По одним данным Малая Калужская улица входила в Донскую слободу, по другим примыкала к ней.
В начале XIX века один из участков на Малой Калужской улице выкупил Василий Яковлевич Шервуд, основатель будущей творческой династии Шервудов.
ДИНАСТИЯ ШЕРВУДОВ
Василий (Вильгельм, Вильям) Яковлевич Шервуд был английским поданным. В Англии он управлял многими текстильными мануфактурами и в совершенстве знал это производство. В 1800 году, по инициативе российского императора Павла I и по договору с Опекунским советом при императрице Марии Федоровне он приехал в Санкт-Петербург с тем, чтобы наладить работу на Александрийской мануфактуре. На производстве он занимался установкой и отладкой машин, а также обучением рабочих и инженеров. Отработав по договору в Санкт-Петербурге, и получив солидное вознаграждение, В.Я.Шервуд переехал с женой и пятью детьми в Москву.
Одним из самых известных потомков Василия Яковлевича стал его внук (от сына Иосифа) Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд – великий зодчий, идеолог неорусского стиля, автор многих великолепных архитектурных сооружений, среди которых самым известным является здание Государственного исторического музея на Красной площади.
В свою очередь три сына Владимира Иосифовича Шервуда тоже пошли по творческой стезе, старший сын Сергей и средний сын Владимир стали архитекторами, младший сын Леонид — скульптором.
Наибольшую известность из братьев приобрел Владимир Владимирович Шервуд, который стал успешным архитектором. С 1903 года он являлся архитектором Московского купеческого общества и очень активно занимался обустройством делового центра Москвы. Построил множество частных владений, доходных домов и деловых пространств, участвовал в переустройстве Нижних торговых рядов. Работал, в основном, в стиле модерн.
В 1914 году В.В. Шервуд построил на Старой площади Торговый дом Титова. В архитектурном плане ансамбль представляет собой уникальное сочетание модерна и конструктивизма. В советское время в здании находился ЦК КПСС, а в настоящее время находится Администрация Президента России. В целом до наших дней дошло довольно много великолепных архитектурных творений династии Шервудов.
Прибыв в Москву в 1816 году, Василий Яковлевич Шервуд выкупил землевладение, принадлежащие надворной советнице Марии Семеновне Бахметьевой. На участке стоял добротный жилой сруб и деревянные хозяйственные постройки.
По воспоминаниям Владимира Иосифовича Шервуда усадьба Бахметьевой не пострадала в пожаре 1812 года, по той причине, что после захвата Москвы наполеоновскими войсками в ней жил полковник французской армии.
Дом в данной местности, напротив Нескучного сада был выбран В.Я. Шервудом явно не неслучайно. Место было довольно престижным. Здесь проживало много аристократических семей, таких как: Орловы, Бахметьевы, Голицыны. Недалеко от дома Шервудов находилась усадьба А.Е. Энгельд, которую в 1833 году снимал Сергей Николаевич Тургенев и где жил его сын, будущий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев.
Землевладение с постройками Василий Яковлевич приобрел на свое имя, затем оно последовательно передавалось его детям и внукам. Последними владельцами имения были Владимир Владимирович Шервуд и его племянник Всеволода Сергеевича Шервуд.
В конце 1860-х годов около землевладения Шервудов появился производственный сосед – Завод братьев Бромлей.
Братья Федор и Эдуард Бромлей имели немецкое происхождение, но стали успешными московскими купцами. Их предприятие начало свою историю в 1857 г. с ремонтной мастерской в одном из районов Замоскворечья. Мастерская постепенно превратилась в завод, под который в конце 1860-х годов братьями был куплен участок на Малой Калужской улице.
Дела шли хорошо, производство постоянно расширялось и имеющейся земли не хватало, по этой причине владельцы завода стали активно прикупать соседние землевладения. В 1869 году ими была куплена и часть землевладения Шервудов. С этого времени усадьба Шервудов стала обрастать заводскими корпусами. Интересно, что этой застройке немало способствовали и сами Сергей и Владимир Шервуды, жизнь которых неожиданно тесно переплелась с предприятием «захватчиком».
В 1890-е годы Сергея Владимировича пригласили на должность архитектора завода. С этого времени все строительство на территории предприятия велось или по его проектам или по проектам других архитекторов, но под его надзором. Владимир Владимирович Шервуд тоже занимался разработкой проектов производственных зданий и контор для Завода Бромлей, а также проектировал дома для членов семьи Бромлей.
Участок самих Шервудов постепенно оказался в тисках заводских строений, но все же в 1911 году Шервуды решились на постройку нового дома и на месте старого деревянного строения появился уникальный каменный двухэтажный с подвалом Дом Теремок, построенный по проекту Николая Дмитриевича Бутусова.
ДОМ ТЕРЕМОК
Новый дом-усадьбу Н.Д. Бутусов спроектировал в псевдорусском стиле. Получилось гротескное сложносочиненное строение похожее на сказочный русский терем.
Кажется, что несколько разных домов объединены под одной крышей. При этом крыша, как и дом, сложная, многоскатная, включающая шатры и башенки.
Доминантой главного уличного фасада являются выступающее парадное крытое крыльцо и балкон над ним. Перекрытие крыльца выполнено в виде массивного островерхого одноарочного кокошника, опирающегося на четыре короткие бочкообразные витые колонны.
Конструкция и оформление балкона второго этажа, буквально встроенного в перекрытие крыльца, перекликаются с конструкцией и оформлением входной группы.
Перекрытие балкона представляет собой кокошник с двумя арками и гирькой между ними. Балконное перекрытие – кокошник, также как и кокошник крыльца опирается на четыре короткие бочкообразные витые колонны.
Боковые фасады и фасад со стороны двора тоже имеют доминантные элементы: балкон в виде ладьи, ниши в виде киота, большое окно как бы встроенное в киот.
Венчающий карниз украшен по всему периметру лентой арочного подзора.
Особое внимание обращают на себя окна здания, все они разных форм и размеров. Окна украшены сандриками сложных геометрических конфигураций и наличниками от простых форм, до резных витых полуколонок. Столярные заполнения окон выполнены в русском стиле. Подоконные доски украшены плоским декором, часть из них опирается на фигурные консоли.
Парадный вестибюль имеет сводчатые перекрытия и декор схожий с фасадным, подвал имеет своды «Монье».
При всей сложности конструкции и разнообразии в декоре дом создает впечатление целостного ансамбля.
После Великой Октябрьской революции и Дом Шервудов, и Завод братьев Бромлей были национализированы. Заводу дали наименование «Красный пролетарий», а бывшая усадьба Шервудов стала собственностью этого предприятия и в ней разместилась контора завода.
В постсоветское время Дом Шервудов вновь обрел самостоятельность и сдавался в аренду различным коммерческим компаниям.
В сформировавшейся на данный момент уличной застройке Дом Шервудов находится довольно далеко в глубине улицы, но неизменно привлекает внимание своей уникальной архитектурой.