Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

Новосухаревский рынок Застройка территории и здание конторы по проекту архитектора К.С.Мельникова

О компании - Блог - Новосухаревский рынок Застройка территории и здание конторы по проекту архитектора К.С.Мельникова

История места

Предтечей Новосухаревского рынка являлся Сухаревский рынок, находящийся на Сухаревской площади.

В XVII веке в этом районе проходило защитное крепостное кольцо Москвы — Земляной город. В прилегающей местности было расположено несколько стрелецких слобод.

На пересечении нынешних улицы Сретенки и Садового кольца стояли Сретенские ворота Земляного города. Охраняли эти ворота стрельцы полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева.

Во время стрелецкого бунта 1689 года, когда царевна Софья пыталась свергнуть Петра I, из всех стрелецких полков, только полк Сухарева, встал на сторону царя.

По преданию, именно в честь полковника Сухарева, за проявленную им верность, Петр I повелел воздвигнуть на месте Сретенских ворот Сухаревскую (Сухареву) башню. 

Сухаревская башня

Башня была построена в 1692-1695 гг., а затем, с 1697- 1701 гг., достраивалась. В итоге здание, выполненное в стиле «московского барокко», стало уникальным для того времени строением. Его сорокаметровый фасад с проездными воротами и боковая широкая каменная лестница, представляли собой аллегорию корабля над которым возвышалась башня-мачта с боевыми часами. Заканчивалась эта башня на высоте 64 метра, что делало сооружение, на тот момент времени, самым высоким в Москве. Выше была только 81-метровая колокольня Ивана Великого. Народ объединил эти две высотные точки и метко назвал Сухаревскую башню «невестой» Ивана Великого.

После первоначальной постройки в башне располагались классы фехтования и находилась «полковая изба» стрельцов Сухарева. После достройки, с 1701 года, в ней была организована «Школа математических и навигацких наук».  Далее башня меняла свое предназначение и, в один период, даже выполняла функции водонапорной. Но все годы своего почти полуторавекового существования башня являлась одной из главных достопримечательностей Москвы.


«…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада – Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

М.Ю. Лермонтов,1834 год.

В 1931 году, по Генеральному плану развития Москвы, было решено башню снести, так как посчитали, что она мешала проезду транспорта, и в 1934 году башня была полностью разобрана.

Сухаревский рынок (Сухаревка)

С XVI века на улице Сретенка располагались дворы торговцев и ремесленников, а в конце улицы, рядом с будущей Сухаревской площадью, велась бойкая торговля.

В 1789 году торговлю переместили на уже существующую Сухаревскую площадь, где и утвердился знаменитый Сухаревский рынок, просуществовавший более 130 лет.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Москва пережила не только страшный пожар, но и волну мародерства. Грабили не только французы, но и свои.

После войны, москвичи, возвращающиеся в город, начинали разыскивать свои вещи и часто находили их на рынке.

Чтобы как-то урегулировать этот процесс, и перевести его на бесконфликтную основу, генерал-губернатор Москвы Федор Васильевич Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни».

В первое же воскресенье, после выхода приказа, рынок значительно разросся, так как кроме обычных торговцев на него хлынули торговцы с награбленным товаром.

В последующие годы рынок также продолжал разрастаться. Торговля шла по обе стороны от Сухаревской башни, и к 1915 году торговая площадь Сухаревки достигла 4-х гектар.

Территорию покрывали сотни палаток, которые устанавливались за ночь перед торговым днем. Здесь же продавали вещи и продукты с подвод и развалов.

Все годы работы рынка москвичи по-прежнему ходили на него разыскивать свое имущество, пропавшее уже в мирное время. Такая «охота» часто оказывалась успешной. Сухаревка всегда оставалась местом сбыта краденного, а ее многочисленные трактиры наполняли воры и бродяги.

Трактиры располагались в домах стоящих по обе стороны от рынка. В этих же домах были многочисленные магазины, мастерские, лавочки, оптовые точки. Торговля на Сухаревке шла буквально на каждом сантиметре.

На рынке продавали одежду, обувь, домашнюю утварь. Здесь можно было найти абсолютно все. Антиквары торговали настоящим товаром, а ловкие дельцы поддельным. Рубенсов, Караваджо, Репиных и Шишкиных можно было приобрести на Сухаревке без счета.

На рынок приходили богатые и нищие, студенты и профессора. Каждый мог приобрести необходимый товар по карману.

У интеллигенции особо были востребованы услуги букинистов.

 «Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты! Шесть дней рыщут — ищут товар по частным домам, усадьбам, чердакам, покупают целые библиотеки у наследников или разорившихся библиофилов, а «стрелки» скупают повсюду книги и перепродают их букинистам, собиравшимся в трактирах на Рождественке, в Большом Кисельном переулке и на Малой Лубянке. Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке, где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя: что ему надо и как он платит.

В.А.Гиляровский

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, на фоне политики военного коммунизма и продразвёрстки, криминальный характер Сухаревки стал возрастать. В 1920 году газета «Правда» писала о необходимости закрытия рынка:

«Не давая почти ничего нового и, таким образом, чрезвычайно мало служа дополнением государственному снабжению, Сухаревка была поистине очагом спекулятивной заразы и спекулятивного разврата. Она растлевала не только буржуазные ряды, она деморализовала красноармейцев, которые соблазнялись и продавали там свои шинели, и даже рабочих, находивших там сбыт для того, что исчезало с фабрик и заводов».

В 1920 году В.И. Ленин, на VIII Всероссийском съезде Советов, дважды упоминал о необходимости ликвидации знаменитого рынка. После его выступления, Моссовет принял решение рынок закрыть. Сухаревская площадь опустела, но торговцы не ушли, а просто переместились в переулки Сретенки.

С введением в 1921 году Новой экономической политики (НЭПа), составной частью которого являлся свободный рынок, полное закрытие главного свободного рынка Москвы выглядело абсурдно и торговцев не тронули.

Только в 1924 году Моссоветом было принято решение об упорядочении частной торговли, полной ликвидации старого рынка и организации Новосухаревского рынка в районе Большого Сухаревского переулка.

Большой Сухаревский переулок

В 1639-1769 гг., участок земли, где планировалось построить рынок, принадлежал крупным землевладельцам Черкасским из русского княжеского рода адыгского происхождения. Все представители этого огромного рода были приближенными царских особ со времен Ивана Васильевича IV Грозного. Сначала Черкасские служили дому Рюриковичей, затем дому Романовых. Именно от Михаила Романова, первого царя из рода Романовых, они и получили эту землю.

После Черкасских данное землевладение приобрел московский купец П.В.Колосов, владелец шелковой фабрики на Сретенке.

В 1841 г. участок перешел в собственность жены московского купца первой гильдии, текстильного фабриканта, известного общественного деятеля и благотворителя — С.Л.Лепешкина. Через десять лет, в 1851 году, Лепешкины пожертвовали эту землю Гефсиманскому скиту.

До 1907 года переулок назывался Большой Колосов, по фамилии того самого фабриканта П.В. Колосова. Но со временем вся прилегающая местность превратилась по сути в квартал «красных фонарей» с различными воровскими притонами, и чтобы уничтожить дурную славу этого района власти приняли решение о переименовании переулка в Большой Сухаревский. Переименование состоялось, а вот порядок навести так и не удалось. Вопрос решился только во время строительства Новосухаревского рынка, что потребовало освобождения этих земель.

«… между Садовой и Трубной улицами, существовало владение Гефсиманского скита, где когда-то были монастырские огороды, а последнее время дикий пустырь, притон темного люда. Теперь это – «Новая Сухаревка»…»

В.А. Гиляровский

Проект Новосухаревского рынка

При обсуждении проекта нового рынка, его арендаторы — Комитет торговцев Сухаревского рынка, не согласились на капитальную застройку, так как этот вариант требовал длительных сроков реализации. Переговоры комитетчиков с Московским Коммунальным хозяйством закончились в августе 1924 года. В результате было принято решение до 1 октября 1925 года, в первую очередь, построить открытый рынок с торговыми местами-киосками, а затем возвести здание конторы для администрации рынка.

Строительство рынка началось по типовому «казенному» проекту Московского коммунального хозяйства. Но уже во время строительства, молодой архитектор Константин Степанович Мельников предложил свой вариант застройки. Его решение было настолько интересно, что старый проект отменили, а проект Мельникова приняли к исполнению.

«Несмотря на то, что постройка была начата, но угловой показ товаров по моему проекту заставил подчиниться архитектурному решению темы».

Из воспоминаний К.С.Мельникова

Константин Степанович Мельников (1890-1974)

Мельников вырос в патриархальной семье. Его отец крестьянин из Нижегородской губернии, а мать крестьянка из Московской губернии. Став семьей родители Мельникова перебрались в Москву, где отец будущего архитектора получил казенную службу в Петровской сельскохозяйственной академии.

Константин начал рисовать едва научившись ходить. В девять лет родители отдали его в четырёхлетнюю церковно-приходскую школу, по окончании которой, в 1903 году, он был пристроен «конторским мальчиком» в известную в России «Техническую контору В.Залесский и В.Чаплин».

Выдающийся инженер, ученый и педагог Владимир Михайлович Чаплин сразу заметил способности мальчика к рисованию и, выступив в роли мецената, нанял для Константина учителя-художника Владыкина.

Получив необходимую подготовку, в 1904 году Мельников успешно поступил в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» (МУЖВЗ), где его педагогами стали известнейшие художники того времени, среди которых К.А.Коровин, С.В.Иванов, А.Е.Архипов. Учился Константин настолько успешно, что дважды удостаивался премии братьев Сергея и Павла Третьяковых.

Архитектура Мельникова не очень интересовала, но Чаплин настоял на продолжении обучения именно на этом факультете. В итоге Константин и на этом отделении превзошел многих студентов.

Одним из любимых преподавателей Мельникова стал крупнейший архитектор того периода Иван Владиславович Жолтовский, в мастерской которого Константин и начал работать с 1918 года. Жолтовский руководил мастерской совместно с известным архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Оба мастера стали наставниками Константина.

Начальные проекты К.С.Мельникова были довольно стандартны, но через несколько лет после начала деятельности, его архитектурные предложения приобретают «взрывной» для того времени характер.

Первыми яркими реализованными работами Мельникова становятся три проекта — павильон «Махорка» на выставке в Москве, Новосухаревский рынок и павильон СССР на выставке в Париже, и все эти проекты оказываются тесно связанными друг с другом.

В 1923 году, на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, Мельников строит павильон «Махорка» для Всероссийского махорочного синдиката.

В этом случае Заказчики представляли себе довольно простое горизонтальное строение, которое позволило бы разместить в нем демонстрационную производственную линию, отдельные экспонаты и оранжерею с растениями табака. Но Мельников предложил свое концептуальное решение, включающее сочетание нескольких вертикальных и горизонтальных разновеликих объемов, консольные свесы, односкатные крыши, прозрачное остекление, наружную винтовую лестницу, большие глухие площади стен для наглядной агитации.

Задумка Мельникова была настолько авангардной, что Заказчики отказались принимать проект. Но за архитектора вступился А.В.Щусев, который отвечал за всю застройку выставки. В итоге павильон был построен и весь выставочный период привлекал к себе огромное внимание.

В 1924 году Мельников получает заказ на обустройство Новосухаревского рынка и предлагает проект конторы рынка, который не повторяет проект «Махорки», но явно перекликается с ним разновеликими объемами, динамичными контурами, необычными лестницей и крышей. В части же обустройства территории рынка архитектор предлагает совершенно новое, необычное «пилообразное» размещение торговых мест.

В том же 1924 году Мельников принимает участие и выигрывает в конкурсе на постройку павильона СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже в 1925 году.

В этом павильоне Мельников развил образ «Махорки» настолько, что эта застройка принесла ему мировую славу. Число откликов о павильоне превысило сотню. Эти отзывы вышли в прессе на всех основных европейских языках.

Уже во время возведения павильона в Париже, на волне всеобщего интереса к этому объекту, Мельников получает заказ на строительство торговых киосков-бутиков Торгсектора СССР.

Архитектор размещает эти киоски так, как он сделал это, за несколько месяцев до поездки в Париж, на строительстве Новосухаревского рынка, то есть в виде «пилы» (со сдвигом относительно друг друга), тем самым оптимально используя выделенное пространство. Этот новаторский подход тоже был восторженно встречен профессиональной публикой.

В честь К.С.Мельникова был проведен бал, пригласительные билеты на который выполнил сам Пикассо. В Париже с Мельниковым встречались и общались ведущие европейские архитекторы того периода — Робер Малле-Стивенс, Огюст Перре, Ле Корбюзье.

Благодаря Мельникову, советская Россия, измученная гражданской войной и экономическими проблемами, ко всеобщему удивлению, в одночасье становится архитектурным центром мира.

1924 год знаменателен для Мельникова и еще одним нестандартным проектом. В январе этого года умер Владимир Ильич Ленин, и встал вопрос об увековечении его памяти и сохранении тела. Архитектурный проект мавзолея разрабатывал А.В.Щусев, а Мельникову было предложено заняться проектом саркофага для вождя. Архитектор работал над этой задачей пять месяцев и предложил несколько вариантов, один из которых и был выбран комиссией. В саркофаге Мельникова тело Ленина находилось до конца 1940-х годов.

Это работа определенное время служила для архитектора охранной грамотой и открывала многие двери.

После первых проектов 1923-1924 гг. и международного признания в 1925 году начинается золотой период К.С.Мельникова, когда он строит много ярких и знаковых объектов. Его невероятные гаражи, дома культуры и клубы изучались и изучаются во всем архитектурном мире.

В 1923 году, на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, Мельников строит павильон «Махорка» для Всероссийского махорочного синдиката.

В этом случае Заказчики представляли себе довольно простое горизонтальное строение, которое позволило бы разместить в нем демонстрационную производственную линию, отдельные экспонаты и оранжерею с растениями табака. Но Мельников предложил свое концептуальное решение, включающее сочетание нескольких вертикальных и горизонтальных разновеликих объемов, консольные свесы, односкатные крыши, прозрачное остекление, наружную винтовую лестницу, большие глухие площади стен для наглядной агитации.

Задумка Мельникова была настолько авангардной, что Заказчики отказались принимать проект. Но за архитектора вступился А.В.Щусев, который отвечал за всю застройку выставки. В итоге павильон был построен и весь выставочный период привлекал к себе огромное внимание.

В 1924 году Мельников получает заказ на обустройство Новосухаревского рынка и предлагает проект конторы рынка, который не повторяет проект «Махорки», но явно перекликается с ним разновеликими объемами, динамичными контурами, необычными лестницей и крышей. В части же обустройства территории рынка архитектор предлагает совершенно новое, необычное «пилообразное» размещение торговых мест.

В том же 1924 году Мельников принимает участие и выигрывает в конкурсе на постройку павильона СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже в 1925 году.

В этом павильоне Мельников развил образ «Махорки» настолько, что эта застройка принесла ему мировую славу. Число откликов о павильоне превысило сотню. Эти отзывы вышли в прессе на всех основных европейских языках.

Уже во время возведения павильона в Париже, на волне всеобщего интереса к этому объекту, Мельников получает заказ на строительство торговых киосков-бутиков Торгсектора СССР.

Архитектор размещает эти киоски так, как он сделал это, за несколько месяцев до поездки в Париж, на строительстве Новосухаревского рынка, то есть в виде «пилы» (со сдвигом относительно друг друга), тем самым оптимально используя выделенное пространство. Этот новаторский подход тоже был восторженно встречен профессиональной публикой.

В честь К.С.Мельникова был проведен бал, пригласительные билеты на который выполнил сам Пикассо. В Париже с Мельниковым встречались и общались ведущие европейские архитекторы того периода — Робер Малле-Стивенс, Огюст Перре, Ле Корбюзье.

Благодаря Мельникову, советская Россия, измученная гражданской войной и экономическими проблемами, ко всеобщему удивлению, в одночасье становится архитектурным центром мира.

1924 год знаменателен для Мельникова и еще одним нестандартным проектом. В январе этого года умер Владимир Ильич Ленин, и встал вопрос об увековечении его памяти и сохранении тела. Архитектурный проект мавзолея разрабатывал А.В.Щусев, а Мельникову было предложено заняться проектом саркофага для вождя. Архитектор работал над этой задачей пять месяцев и предложил несколько вариантов, один из которых и был выбран комиссией. В саркофаге Мельникова тело Ленина находилось до конца 1940-х годов.

Это работа определенное время служила для архитектора охранной грамотой и открывала многие двери.

После первых проектов 1923-1924 гг. и международного признания в 1925 году начинается золотой период К.С.Мельникова, когда он строит много ярких и знаковых объектов. Его невероятные гаражи, дома культуры и клубы изучались и изучаются во всем архитектурном мире.

Торговая площадь Новосухаревского рынка

В части обустройства торговой площади Мельников разработал уникальное и очень функциональное решение.

Архитектор предложил составить торговые ряды из однотипных сдвоенных блоков. Каждый блок состоял из двух изолированных торговых киосков, вход и витрина которых выходили на противоположную сторону ряда. При этом относительно друг друга эти два помещения были сдвинуты и план расположения киосков выглядел как «пила». Такое размещение образовывало «карман-дворик» перед каждой торговой точкой, и на этом пространстве посетители могли спокойно рассматривать, примерять и покупать вещи не мешая движению людей по основным дорогам. При этом покупателям был виден товар всего ряда.

Участок Новосухаревского рынка имел Т-образную форму, где по короткой стороне торговые ряды стояли параллельно друг другу, а по длинной стороне ряды размещались под определенным углом относительно друг друга. В целом, такое архитектурно-планировочное решение позволило очень рационально использовать территорию рынка и создать максимальные удобства как для продавцов, так и для покупателей.

Киоски строились очень быстро. Они собирались из стандартных деревянных элементов как конструктор. К работе торговые точки подготавливались практически мгновенно. Продавцы просто поднимали глухую переднюю панель киоска и ставили под нее подпорку. Сразу же открывались прилавок и/или витрина, а поднятая панель становилась козырьком, защищающим от солнца и осадков. Вечером эта панель опускалась и запиралась. Такие павильоны позволяли не только разово выставить товар, но и арендовать помещения на длительное время.

Каждый павильон имел номер, а также свою окраску, соответствующую рыночному ряду и виду торговли. Над этой визуальной коммуникацией также работал сам Мельников, превращая, как писал он сам «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи».

 «Новая Сухаревка», строго распланированная, с рядами деревянных бараков. В них помещаются 1647 отдельных магазинов, из которых 1000 уже заняты торговцами. Чистота, порядок, электрическое освещение огромными фонарями для ночной охраны, 6 водонапорных кранов и пожарная сигнализация. Бараки расположены по отделам: галантерея, обувь, кожа, одежда, москательный, щепной, скобяной, шапочный, стеклянный, мебель, меха, мануфактура, мясной, рыбный, мучной, письменные принадлежности, табак и пока только две книжных лавки букинистов…».

В.А.Гиляровский

Осталась на рынке и историческая «толкучка».

«- Где же антиквария? — спрашиваю одного старого сухаревщика.- Старьевщики-то? Да кому теперь ихнее барахло нужно? Вот там, в „развале“, есть один-другой со своими рогожками. Для „развала“, то есть именно для толкучки, отведен угол ближе к Трубной улице. Его со временем отгородят от рядов. А пока иду туда. Это пахнет старой Сухаревкой».

В.А.Гиляровский.

Рынок имел несколько ворот, проекты которых также разработал Мельников. Главные ворота выходили на Сухаревскую площадь, таким образом исторически смыкая бывшую и настоящую территории рынка.

В отличие от старой, более чем вековой Сухаревки, Ново-Сухаревский рынок просуществовал недолго. В 1930-е годы государственная торговля стала побеждать частную и рыночные ряды начали пустеть. Со временем встал вопрос о закрытии рынка, наконец решение было принято и в 1937 году торговые ряды полностью снесли.

Здание Конторы Новосухаревского рынка

Рыночные ряды сходились лучами к центру территории, где была построена двухэтажная с цокольным этажом контора рынка – единственное монуменальное каменное сооружение на этой торговой площадке.

В плане оно имело форму неравностороннего треугольника, один угол которого был срезан. Фасады архитектурно отличались от друга отдельными деталями, были оштукатурены и окрашены известью.

Плоская крыша была залита асфальтом и представляла собой открытую террасу. На первом этаже находилось помещение под ресторан и предполагалось, что на крыше будет работать летняя площадка ресторана. На крышу-террасу вела лестница, которая со второго этажа здания становилась открытой.

Первоначальный проект К.С.Мельникова включал большой цилиндрический объем, но затем он отказался от этой идеи и вписал здание в треугольник.

Именно треугольные контуры постройки точно соотносились с осями рынка и идеально сочетались как с пилообразной застройкой торговых рядов, так и с общим функционалом самой площадки.

Здание отражало саму суть торговли. Его очертания были изворотливыми и изобретательными. Фасады, за счет пилонов, разделяющих вытянутые окна, задавали ритм и счет. Разновысотные объемы, круглое окно, наружная лестница и один необычно выстроенный угол придавали динамики и соответствовали характеру постоянно изменяющейся рыночной жизни.

Постройка торговых рядов в начале велась при непосредственном участии К.С.Мельникова. Затем он уехал на выставку в Париж, где строился павильон по его проекту. Но будучи заграницей архитектор постоянно получал необходимые сведения и продолжал руководить процессом.

Когда же началось возведение здания конторы подрядчик нехотя сообщал обо всем происходящем и контроль со стороны архитектора был утерян. В результате чего, по окончании строительства, крыша здания постоянно ремонтировалась из-за протечек.

Её так долго нельзя было задействовать, что в 1927 году, арендовавший крышу трактирщик даже потребовал возврата средств за ее аренду.

В 1928 году с крыши полностью убрали старое покрытие и залили ее новым асфальтом с особым составом и присадками, но полностью проблемы это не решило и со временем здание обрело скатную крышу, что основательно разрушило красивый замысел архитектора.

В 1937 году, после закрытия рынка и сноса торговых рядов, на его территории была размещена Автодормехбаза Московского городского треста уличной очистки. Администрация базы заняла здание конторы, а на бывших торговых площадях разместились гаражи и бензоколонка.

В 1953 году в непосредственной близости от бывшей конторы рынка было возведено крупномасштабное сооружение подстанции «Новоцентральная». Такое соседство сразу же значительно снизило градостроительную ценность архитектурного шедевра эпохи авангарда.

И в период нахождения в здании Автодормехбазы, и в период приватизации 1990-х постройка подвергалась постоянным переделкам. Дверные и оконные проемы закладывались, разрушались внутренняя планировка и отделка, открытая лестница, ведущая на крышу, была застроена стеной, постоянно менялся внешний вид фасадов.

Двухэтажное, небольших размеров, каменное здание хорошо сохранилось, требует для своего восстановления расчистки открытой лестницы и освобождения плоской кровли от временных нагромождений. Для реставрации сохранился у автора полный комплект чертежей и фоторепродукций с натуры».

Из неоконченной рукописи К.С.Мельникова, 1970 год

ПолезноеДругие статьи

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть все статьи

Наши партнеры  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress