Реставрационно-строительная компания
Сохраняя прошлое, создаем будущее!

Усадьба Румянцева-Задунайского г. Москва, ул. Маросейка, 17/6, строение 1

О компании - Наши объекты - Усадьба Румянцева-Задунайского г. Москва, ул. Маросейка, 17/6, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения (ансамбль)  «Дом с оградой», конец XVIII века, середина XIX века г. Москва, ул. Маросейка, 17/6, строение 1

Усадьба Румянцева-Задунайского

 

Реставрация белокаменного цоколя

Виды выполненных работ:

— расчистка цоколя и валика цоколя;

— разборка примыкающего к цоколю, участка мощения тротуара;

— докомпановка валика цоколя;

— демонтаж, расчистка и окраска металлических решеток продухов цоколя;

— замена металлических решеток продухов цоколя;

— восстановление белокаменной поверхности в местах разрушения методом докомпоновки: мелкие дефекты реставрационным укрепителем, глубокие дефекты с применением армирования и реставрационного укрепителя;

— снятие поверхностного ослабленного слоя камня цоколя;

— облицовка цоколя каменными плитами;

— флюатирование (камнеукрепление), гидрофобизация и биоцидная обработка камня;

— наклейка рулонной гидроизоляции;

— подрезка брусчатки и укладка примыкающего участка отмостки по оклеенной рулонной гидроизоляции;

покрытие лазурью и тонирование валика цоколя.

ИСТОРИЯ МЕСТА (подробно здесь)

До второй половины XVII века улицы Маросейка не было. На всем протяжении нынешних улиц Маросейка и Покровка была только улица Покровка, которая шла от Ильинских ворот (до XVII века Троицкие ворота) и заканчивалась у Земляного вала. По сути Маросейка является частью улицы Покровки, поэтому история этих улиц неразделима.

Улица Покровка сформировалась вдоль древнейшей московской Хомутовской дороги. В начале этой дороги, у Троицких ворот, был построен Покровский великокняжеский мужской монастырь (известен с 1479 г.), который и дал название улице. Позже монастырь был упразднен, но стоявшая на его территории, в окружении великокняжеских садов (Ивана III и Василия III) церковь Покрова Божьей Матери стала приходской и просуществовала до XVIII века. При Екатерине II храм разобрали, и на его месте была построена усадьба для графини Разумовской (ныне Маросейка, 2).

В XVI веке улица Покровка была малонаселенной и очень медленно развивалась, но в XVII веке Покровка приобрела статус «царской дороги», по которой правители перемещались в свои имения — Преображенское, Измайлово, Покровское-Рубцово. Со сменой статуса улицы началось и ее активное развитие.

В 1638 году на Покровке было 83 двора и 62 из них занимали придворные бояре. На улице обосновались Шереметьевы, Нарышкины, Салтыковы, Куракины, Собакины.

Появление Маросейки

В 1679 году вышел приказ царя Алексея Михайловича об организации в Москве Малороссийского подворья, которое затем и было построено на углу Покровки и Большого Златоустинского переулка. В нем начали останавливаться приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, государственные и духовные деятели, и со временем часть улицы Покровка стали называть Маросейкой  (искажение от первоначального Малороссейка). Сначала название было народным, затем улица обрела официальный статус.

Маросейка всегда начиналась от Ильинских ворот, но несколько раз за время своего существования, меняла свою протяженность, то укорачивая, то удлиняя Покровку. В XVIII веке Маросейка даже доходила до Покровских ворот, что сравнивало протяженность двух улиц, но позже длина Маросейки была зафиксирована у Армянского и Старосадского переулков. После чего длина Маросейки стала составлять 450 метров, а длина Покровки 1киллометр 300 метров.

После пожара 1812 года, который уничтожил правую сторону Маросейки и Покровки, улицы были расширены и на них начали заселяться купцы. Они строили здесь свои усадьбы, а также охотно покупали особняки, принадлежавшие придворной знати.

Купцы, за редким исключением, приобретали эти особняки не для проживания, а для того, чтобы превратить их в доходные дома. Это очень изменило и сами особняки, и вид обеих улиц.

Новые хозяева меняли фасады зданий и делали в них внутреннюю перепланировку под квартиры, гостиницы, конторы и торговые места. На Маросейке и Покровке появилось много разнообразных торговых лавок, в которых можно было купить абсолютно все.

В связи с тем, что здания на Маросейке и Покровке, сдавались в аренду огромному количеству различных контор, на этих улицах постоянно кипела не только торговая, но и деловая жизнь.

С середины XIX века по настоящее время улицы Маросейка и Покровка сохраняют свою коммерческую направленность и по праву входят в число основных деловых и торговых улиц Москвы.

С 1954 по 1990 год Маросейка меняла название и носила имя Богдана Хмельницкого, в 1990 году улице было возвращено историческое название.

Усадьба Румянцева-Задунайского 

г. Москва, ул. Маросейка, 17/6

Автор архитектурного проекта

Проект дома на Маросейке, 17, построенного изначально для купца Михаила Родионовича Хлебникова, приписывается как архитектору Матвею Федоровичу Казакову, так и архитектору Василию Ивановичу Баженову. Существует также и версия о том, что проект мог быть совместным, что вполне допустимо, так как М.Ф Казаков с 1768 года работал под руководством В.И.Баженова. Зодчие начинали совместную работу со строительства Большого Кремлевского дворца, и далее, когда Казаков был уже совершенно самостоятельным и признанным мастером, архитекторы часто работали вместе.

Но в полном списке работ М.Ф.Казакова, который был составлен его сыном, здание на Маросейке не упоминается. В пользу Баженова говорят и архитектурные особенности самого здания. Оно сложное в плане: имеет скругленные (срезанные) углы и ротонду со стороны двора. В период его постройки окна вместе с сандриками располагались в глубоких нишах. Все эти элементы были свойственны проектам Баженова.

Еще одним и наиболее веским подтверждением того, что проект дома принадлежит гению Баженова, являются воспоминания поэта, переводчика и литературного критика  Михаила Александровича Дмитриева (книга «Россия в мемуарах»). Михаил Александрович, будучи совсем юным, практически сразу после войны 1812 года, гостил в доме Николая Петровича Румянцева (сын П.А.Румянцева-Задунайского) и в своих воспоминаниях писал:

«…Мы остановились на Маросейке, в доме канцлера, графа Николая Петровича Румянцева, который по приязни с дядей пригласил его остановиться в этом доме. В нем кроме штофных обоев и других украшений, каких я еще не видывал, замечательна была зала в два света, то есть в два этажа окон. Она была расписана альфреско, и над всеми окнами были изображены победы отца хозяина, фельдмаршала графа Румянцева. Этот дом строил знаменитый архитектор Баженов…»

ИСТОРИЯ ОСОБНЯКА И ЕГО ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Михаил Родионович Хлебников (?-1796)

Дом на Маросейке, 17 был построен купцом Михаилом Родионовичем Хлебниковым, который потратил несколько лет на то, чтобы приобрести три соседних земельных участка на углу Маросейки и Армянского переулка. Участки были объединены, и на них в 1778 – 1782 годах была построена классическая усадьба второй половины XVIII века с главным трехэтажным домом с подвалом.

Судьба инициатора постройки особняка М.Р.Хлебникова необычна тем что, будучи в купеческом звании, он решил сделать военную карьеру, в чем очень преуспел. Хлебников получил чин подполковника и дослужился до начальника канцелярии великого полководца, генерала-фельдмаршала, графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.

В 1793 году Хлебников переселяется в свой новый дом на улицу Новая Басманная, а усадьбу на Маросейке продает своему бывшему начальнику Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому.

За все время существования дома на Маросейке, 17, у него будет много хозяев. Но, видимо, в силу того, что П.А.Румянцев-Задунайским был выдающейся личностью и очень известным в России и Европе человеком, за домом закрепилось именно его имя.

Петр Александрович Румянцев (1725-1796)

Генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев (1725-1796) был великим русским полководцем, теоретиком военного дела и инициатором применения стратегии скоростной маневренной войны, которую впоследствии успешно применял Суворов.

Петр Александрович отличился в Русско-Шведской войне (1741-1743), Семилетней войне (1756—1763)  и Русско –Турецкой войне (1768-1774). За свои военные достижения он получил награды и звания от императрицы Елизаветы Петровны, императора Петра  III и императрицы Екатерины II.

За победу в Русско-Турецкой войне (1768-1774) Екатерина II присвоила П.А. Румянцеву звание генерала-фельдмаршала, а за опасный переход через Дунай (в ходе этой войны) присоединила к фамилии Румянцева наименование «Задунайский».

Особняком на Маросейке Петр Александрович владел всего три года. В 1796 году он умер и хозяином особняка стал его сын, известный государственный деятель Николай Петрович Румянцев (1754-1826).

Николай Петрович Румянцев (1754-1826)

При Екатерине II и Александре I Николай Петрович занимал ведущие государственные посты. В 1812 году, в период начала войны с Наполеоном, Румянцев совмещал насколько постов, в том числе был Министром иностранных дел Российской Империи.

Н.П.Румянцев был убежденным франкофилом, выступал за дружбу с Наполеоном и был за всяческое укрепление отношений с Францией. Поэтому нападение французов стало для него настолько серьезным потрясением, что его разбил апоплексический удар.

По иронии судьбы, после того как французы вошли в Москву, именно в доме Николая Петровича Румянцева Наполеон разместил учрежденное им городское правление (муниципалитет Москвы).

После окончания войны, в 1813 году, в силу пережитого потрясения, подорванного здоровья и возраста, Николай Петрович подал прошение об отставке.

После выхода Н.П.Румянцева в отставку вокруг него сложилось неформальное научное объединение, названное позже «Румянцевский кружок». В кружок входило более 200 человек, среди которых были археографы, историки, филологи, известные писатели и поэты того времени.

Под руководством Румянцева участники объединения занимались поиском редчайших рукописей, старопечатных книг, монет и других этнографических и исторических материалов.

Таким образом, Николаем Петровичем была собрана коллекция, которая потом стала основой Румянцевского музея, который длительное время оставался единственным общедоступным музеем в Москве.

После смерти Н.П.Румянцева в 1826 году дом на Маросейке перешел его брату Сергею, а затем несколько раз менял владельцев. Ими последовательно были купцы Щегловы, Усачёвы, Сапожниковы, Каулины.

Митрофан Семенович Грачев (1840-1899)

В 1877 году особняк на Маросейке приобрел купец Митрофан Семенович Грачев, один из сыновей известного купца Семена Дмитриевича Грачева.

Род Грачевых был древним. Известно, что уже в начале XVII века (с 1613 года), после появления в Кадашевской слободе ткацкого направления, они занимались там производством полотна и изделий из него.

Работали Грачевы веками, но потеряли практически все, включая собственный дом, в Московском пожаре 1812 года.

По окончании войны с Наполеоном, Семен Дмитриевич Грачев, насколько это было возможно, восстановил производство и чтобы быстрее встать на ноги стал давать деньги под проценты, вкладываться в строительство железных дорог и зарабатывать на биржевых операциях.

Полученные средства он, а затем и его сыновья вкладывали не только в собственное дело, но и в приобретение особняков в Москве. После чего особняки переделывались в доходные дома и сдавались под гостиницы, конторы, торговлю. С этой же целью Митрофан Семенович Грачев и приобрел дом на Маросейке, 17.

Сам Митрофан Семенович проживал со всей своей огромной семьей (жена и 10 детей) в собственной усадьбе на Поварской, 7.

Перестройкой главного дома усадьбы М.С.Грачева на Поварской занимался архитектор Георгий Александрович Кайзер, которому затем Митрофан Семенович и заказал переделку  особняка на Маросейке,17.

После смерти М.С.Грачева все его имущество перешло вдове и детям, в том числе и дом на Маросейке.

Изменения в архитектурных решениях

1778-1782 годы

Для Михаила Родионовича Хлебникова (инициатора постройки), дом был выполнен в стиле классицизм. Трехэтажное здание с подвалом имело гладкие фасады и окна с сандриками, утопленные в глубоких нишах.

1793 год

После того как владельцем дома стал генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский внешне особняк не изменился, но внутренние помещения дома были украшены изображениями сцен победоносных военных сражений с участием хозяина особняка. Также, при Петре Александровиче, во дворе был разбит красивый сад.

1820-е годы

В этот период хозяином особняка был сын Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев. При московском пожаре 1812 года дом пострадал незначительно, но все же требовал ремонта. Николай Петрович занялся его восстановлением и оформил фасады в стиле ампир.

Была выполнена рустовка первого этажа. Окна, ранее утопленные в нишах, вышли на первый план и были оформлены в верхней части более сложными наличниками с веерными замками, а в нижней части подоконными полочками. На фасаде были установлены барельефы с изображениями мифологических сцен, а в центре фасада появился лепной декор.

Основные изменения коснулись главного (южного) фасада здания и его боковых фасадов (западного и восточного). Со стороны двора изменения в декоре были минимальными. Там и до сегодняшнего дня можно увидеть первоначальное классическое оформление особняка.

Дом свободен от постоя

С левой стороны от главного (южного) фасада здания находятся въездные ворота, на одном из столбов которых закреплена табличка «Свободен от постоя». Это означает, что хозяева дома внесли в казну плату на постройку армейских казарм и освобождены от постоя военных.

Скорее всего, эта плата была внесена именно Николаем Петровичем Румянцевым, так как период владения им особняком совпадает с периодом правления Павла I и тем временем, когда этот император дал возможность легально откупаться от постоя военных.

Надпись «Мясниц. час. 3-го кварт» означает, что дом относится к Мясницкой полицейской части  и находится в третьем квартале этой части. Табличка эта уникальна, так как в Москве они практически не сохранились.

После 1826 года до 1877 года

В эти годы домом последовательно владели – брат Николая Петровича Румянцева Сергей Петрович, а далее купцы: Щегловы, Усачёвы, Сапожниковы, Каулины. Внешних изменений особняка в этот период не производилось, но при купце Каулине во внутренних помещениях дома были полностью уничтожены изображения батальных сцен с участием П.А.Румянцева-Задунайского.

С 1877 по 1880 годы

После приобретения дома купцом Митрофаном Семеновичем Грачевым, была проведена самая масштабная реконструкция здания, которую к 1880 году, выполнил архитектор Георгий Александрович Кайзер. Здание было стилизовано под барокко и после этого уже свой облик не меняло. По настоящее время фасады украшены огромным количеством различных декоративных элементов.

Межэтажный пояс между первым и вторым этажом украшен цветочными гирляндами. Межэтажный пояс между вторым и третьим этажом, а также венчающий карниз украшены сложным геометрическим орнаментом.

Второй и третий этаж украшают множественные каннелированные полуколонны с капителями композитного (сложносоставного) ордера. Межоконные пространства второго и третьего этажей украшены большим количеством женских аллегорических фигур олицетворяющих земледелие, скотоводство и свободные художества (музыку, поэзию, архитектуру, театр).

Аттик украшен медальоном с вензелем Грачевых в виде буквы «Г». По сторонам от медальона ангелочки-путти, а сверху и снизу объемный сложный цветочный декор в виде гирлянд.

Вход в дом, с главного (южного) фасада, ассиметричен. По левую сторону от него семь оконных просветов, а по правую пять. Необходимость такого размещения входа связана с планом дома, так как именно по этой линии проходит парадная анфилада, которая ведет в ротонду (со стороны двора).

Грачев оформил дом богатыми интерьерами, которые, в тои или иной степени, сохранились до настоящего времени. Одним из интереснейших предметов интерьера является уникальная круглая чугунная лестница каслинского литья. Огромная лестница была выполнена на Каслинском заводе на Южном Урале и по частям доставлена в Москву.

Эта лестница является сложнейшим изделием и настолько красива, что считается одной из лучших лестниц Москвы.

Сад Румянцева-Задунайского, во время владения домом М.С.Грачева, был уничтожен. На его месте был выстроен доходный дом с квартирами, которые сдавались в наем, в то время как главный дом сдавался под конторы.

В 1912 году, на втором этаже главного дома, размещался московский филиал электротехнической фирмы «Сименс-Шуккерт». Возможно поэтому, здание было электрифицировано одним из первых в Москве.

Потомки Митрофана Семеновича Грачева владели домом до революции 1917 года. В 1918 году особняк был национализирован и в нем длительное время размещались различные учреждения. Стоявший во дворе доходный (квартирный) корпус Грачевых был надстроен двумя этажами и переоборудован под коммунальные квартиры.

В 1957 году особняк был передан представительству Белорусской ССР, а после распада СССР, с 1993 года и по настоящее время, в здании находится посольство Республики Беларусь.

Подробно про историю места читайте в блоге.

ПолезноеНаши объекты

Подробнее «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь», г.Москва, ул.Никольская, д.11-13, стр.3. (проект)

Объект культурного наследия регионального значения «Никольский (Никола Старый) греческий монастырь, кон. XVII в. - нач

Подробнее «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало XIX в.» г. Москва, Комсомольский проезд, д.24 стр.1 (проект)

Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс Хамовнических казарм, нач.XIX в. – Службы, конюшни, начало

Подробнее Гоголевский бульвар д. 12, строение 1

Объект культурного наследия регионального значения «Московская удельная контора, 1880-е гг., 1915 г.»г. Москва, Гоголев

Подробнее г. Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1

Объект культурного наследия федерального значения «Здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Л

Смотреть другие объекты

Наши заказчики  

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress